Реферат на тему:
Поверка и калибровка
Содержание
Нормативно-правовые
основы организации поверки и калибровки.....…..4
Поверка средств измерений……………………………………………………9
Организация
поверки…………………………………………………….…..10
Калибровка средств измерений……….....…………………………...….….16
Сопоставление операций поверки и калибровки………………………..…26
Заключение………………………………………………………………..…..31
Список использованной
литературы………………………………………..34
Введение
Научно-технический
прогресс во всех отраслях науки и техники тесно связан с ростом требований к
объему и качеству измерительной информации. Информация, генерируемая в процессе
измерений, теперь уже является не только источником получения новых знаний или
средством проверки научных гипотез, но используется непосредственно для
управления технологическими процессами. Поэтому от качества измерительной
информации в конечном итоге зависит качество продукции, эффективность ее
производства и использования.
Измерения – один из важнейших путей познания
природы человеком. Они играют огромную роль в современном обществе. Наука, техника
и промышленность не могут существовать без них. Каждую секунду в
мире производятся многие миллиарды измерительных операций, результаты которых
используются для обеспечения надлежащего качества и технического
уровня выпускаемой продукции, обеспечения безопасной и безаварийной
работы транспорта, для медицинских и экологических диагнозов
и других важных целей. Практически нет ни одной сферы деятельности
человека, где бы интенсивно не использовались результаты измерений,
испытаний и контроля.
Единство
измерений может быть обеспечено на основе Федерального Закона РФ «Об
обеспечении единства измерений». В свою очередь одними из способов обеспечения единства измерений является поверка
и калибровка средств измерений.
Поверке
подлежат средства измерений, применяющиеся в сфере государственного
регулирования, установленной ст.1 Закона (здравоохранение, охрана окружающей
среды, торговля, геодезическая и картографическая деятельность и другие виды
деятельности).
Остальные
средства измерений, не попадающие в сферу государственного регулирования, закон
предлагает проводить либо поверку на добровольной основе, либо калибровку.
Нормативно-правовые основы организации поверки и калибровки
Основополагающим
документом для всех видов государственной деятельности в Российской Федерации,
является Конституция Российской Федерации. Не является исключением и
деятельность, связанная с обеспечением требуемой точности и единства измерений.
Схематически действующую систему нормативно-правовых и технических актов можно
представить в виде пирамиды (рис. 1).
Вершину занимает Конституция РФ.
В статье 71р указывается: "В ведении Российской Федерации находятся….стандарты, эталоны, метрическая система и
исчисление времени,….". Возведение
правовых норм по вопросам метрологии в ранг конституционных положений – факт
огромного значения.
Косвенным
образом подтверждает заинтересованность государства в обеспечении единства
измерений и статья 8 Конституции: "В
Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода
экономической деятельности ….".
Очевидно,
что без должной организации обеспечения единства измерений в стране, требования
статьи 8 невыполнимы.
Защита
человека от недостоверных результатов измерений как социальная функция
метрологии закреплена в конституциях 69 стран.
Вся метрологическая
деятельность в Российской Федерации основывается на конституционной норме, которая
устанавливает, что в федеральном ведении находятся стандарты, эталоны,
метрическая система и исчисление времени, закрепляет централизованное
руководство основными вопросами законодательной метрологии, такими, как единицы
физических величин (ФВ), эталоны и связанные с ними другие метрологические
основы. В развитие этой конституционной нормы приняты Законы РФ «Об обеспечении
единства измерений» и Федеральный закон «О техническом регулировании»,
детализирующие основы метрологической деятельности, которые представляют второй
пласт пирамиды.
Федеральный
закон РФ 2008 года № 102-ФЗ, был подписан Президентом Российской Федерации 26
июня 2008 года и вступил в силу 1 января 2009 года. Закон состоит из 29 статей,
входящих в состав 10 глав.
Основными целями Закона
РФ «Об обеспечения единства измерений» являются:
- установление правовых
актов обеспечения измерений в Российской Федерации;
- регулирование отношений
государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по
вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, продажи и импорта средств
измерений;
- содействие прогрессу на
основе создания и применения государственных эталонов единиц ФВ;
- гармонизация российской
системы измерений с мировой практикой.
Закон закрепляет ряд
основных понятий метрологии. Одним из главных является единство измерений -
состояние измерений, при котором их результаты выражены и узаконенных единицах
величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной
вероятностью.
Закон устанавливает, что
государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в
России осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и
метрологии (Росстандарт) и определяет его цели, задачи, компетенцию,
ответственность и полномочия.
Закон определяет, что в
Российской Федерации допускаются к применению единицы физических величин
Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и
весам, рекомендованные МОЗМ. Государственные эталоны единиц величин
используются в качестве исходных для передачи их размеров всем СИ данных
величин на территории России.
Закон требует, чтобы
средства измерений соответствовали условиям эксплуатации и установленным
требованиям, разрабатываемым на основе рекомендаций Росстандарта. Решения об
отнесении технического устройства к СИ и установления интервалов между
поверками принимает Росстандарт. Измерения должны осуществляться в соответствии
с аттестованными в установленном порядке методиками. Порядок разработки и
аттестации методик выполнения измерений устанавливает также Росстандарт.
Закон определяет Государственную
метрологическую службу (ГМС) и иные государственные службы обеспечения единства
измерений, метрологические службы государственных органов управления РФ и
юридических лиц, их задачи и полномочия. Кроме того, он задает виды,
полномочия, зоны ответственности и порядок осуществления государственного
метрологического контроля и надзора, осуществляемого ГМС. В областях, где
надзор и контроль не применяются, используются правила и положения, введенные
положением Российской системы калибровки.
Таким образом,
обеспечение единства измерений и метрологический контроль, и надзор на
государственном, межрегиональном и межотраслевом уровнях осуществляет ГМС в
пределах министерства (ведомства) - метрологическая служба государственного
органа управления, а на предприятии - метрологическая служба юридического лица.
Закон РФ «Об обеспечении
единства измерений» укрепляет правовую основу для международного сотрудничества
в области метрологии. Положения данного закона были расширены Государственной
системой обеспечения единства измерений (ГСИ), представляющей собой комплекс
нормативных документов межрегионального и межотраслевого уровней,
устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и
поддержание единства измерений в стране (при требуемой точности), утверждаемых Росстандартом.
Основными объектами ГСИ являются:
- единицы ФВ;
- государственные эталоны
и общесоюзные поверочные схемы;
- методы и средства
поверки средств измерений СИ;
- номенклатура и способы
нормирования метрологических характеристик (MX) СИ;
- нормы точности
измерений;
- способы выражения и
формы представления результатов и показателей точности измерений;
- методики выполнения
измерений;
- методики оценки
достоверности и формы представления данных о свойствах веществ и материалов;
- требования к
стандартным образцам свойств веществ и материалов;
- термины и определения в
области метрологии;
- организация и порядок
проведения государственных испытаний СИ, поверки и метрологической аттестации
СИ и испытательного оборудования; калибровки СИ, метрологической экспертизы
нормативно-технической, проектной, конструкторской и технологической
документации, а также экспертизы и данных о свойствах материалов и веществ.
Для реализации положений Законов
РФ «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании», а также
постановлений Правительства РФ (трети пласт) разрабатываются и принимаются
подзаконные акты - нормативные документы (четвертый пласт), устанавливающие
правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности
или их результатов.
К нормативным документам
по метрологии, действующим на территории России, относятся также различные
категории и виды стандартов.
Большое число стандартов,
принимаемых в стране и за ее пределами, заставляет приводить некоторые из них в
соответствие друг другу, гармонизировать. Гармонизации стандарта - это
приведение его содержания в соответствии с другим стандартом (как правило,
международным) дли обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного
понимания результатов испытаний и информации содержащейся в стандартах.
Соответственно гармонизированными стандартами называются стандарты, принятые
различными занимающимися стандартизацией органами, распространяющиеся на одни и
те же объекты стандартизации и обеспечивающие взаимозаменяемость продукции,
процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации,
представляемой в соответствии с этими стандартами. Гармонизации могут быть
подвергнуты и иные нормативные документы.
Правила (ПР) по
стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации представляют собой
нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения
организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы
выполнения работ в перечисленных выше областях.
Рекомендации (Р) (в том
числе и межгосударственные (MГ) по стандартизации, метрологии, сертификации,
аккредитации являются нормативными документами, содержащими добровольные для
применения организационно-технические и (или) общетехнические положения,
порядки, методы выполнения работ, а также рекомендуемые правила выполнения этих
работ.
Методические инструкции
(МИ) и руководящие документы (РД) являются нормативными документами
методического содержания, разрабатываются организациями, подведомственными
Росстандарту.
Поверка средств измерений
В соответствии со статьей 13
Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» средства измерений,
предназначенные для применения в сфере государственного регулирования
обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта
подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования
обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные
предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на
поверку.
Поверку средств измерений
осуществляют аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения
единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом
не делается различий между организациями, входящими в структуру Росстандарта,
например государственными научными метрологическими институтами (ГНМИ) и государственными региональными
центрами метрологии (ГРЦМ) и любыми другими структурами, имеющими возможности и
желание осуществлять поверку.
Правительством Российской
Федерации устанавливается перечень средств измерений (Постановление
правительства РФ от 20 апреля 2010
г . №250), поверка которых осуществляется только
аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства
измерений государственными региональными центрами метрологии.
Порядок проведения поверки средств
измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
Сведения о результатах поверки
средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного
регулирования обеспечения единства измерений, передаются в Федеральный информационный
фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Выполнение этого
требования становится особенно актуально при снятии каких-либо ограничений на
поверочную деятельность аккредитованных организаций. Но при этом следует
установить требования к объему, периодичности, составу передаваемой информации
и способам ее передачи. В противном случае реализация данного положения Закона
может вызвать серьезные затруднения.
Организация поверки
Поверка средств измерений - совокупность
операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений
метрологическим требованиям. Под метрологическими требованиями, согласно Федеральному закону
«Об обеспечении единства измерений», понимаются «требования к влияющим на
результат и показатели точности измерений характеристикам (параметрам)
измерений, эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, а
также к условиям, при которых эти характеристики (параметры) должны быть обеспечены;
обязательные метрологические требования - метрологические требования,
установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и обязательные
для соблюдения на территории Российской Федерации».
Требования к организации
и порядку проведения поверки средств измерений выполняются в соответствии с ПР
50.2.006-94 ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений.
Средства измерений, предназначенные
для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства
измерений, подвергаются поверке аккредитованными в установленном порядке в области
обеспечения единства измерений юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта и в процессе
эксплуатации.
Эталоны, а также средства измерений,
которые не могут быть ими поверены, подвергаются поверке аккредитованными в
установленном порядке государственными научными метрологическими институтами.
Деятельность аккредитованных в
области поверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется
в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по
обеспечению единства измерений.
Поверочная деятельность,
осуществляемая аккредитованными в области поверки юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, контролируется федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию в области обеспечения
единства измерений.
Поверка средств измерений
осуществляется физическим лицом, обладающим необходимой квалификацией и опытом
проведения поверки в области, установленной для него в процессе проведения
работ по аккредитации.
Поверка производится в соответствии
с методиками, утверждаемыми по результатам испытаний и утверждения типа
средства измерений.
Результатом поверки является
подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства
измерений непригодным к применению.
Если средство измерений по
результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую
документацию наносится знак поверки - поверительное клеймо или выдается
«Свидетельство о поверке».
Форма «Свидетельства о поверке»
может устанавливаться для средств измерений и эталонов федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства
измерений.
При поверке эталонов и средств
измерений, включающих в свой состав более одного автономного измерительного
блока и допускающих замену в процессе эксплуатации одного блока другим, выдача
свидетельства о поверке является обязательной.
Средства
измерений принимаются МС из подразделений предприятия на поверку в сроки,
установленные графиками поверки.
Регистрация
принятых на поверку средств измерений производится в специальном журнале
лицами, назначенными распоряжением руководителя МС.
Средства измерений на поверку должны быть представлены в
государственные региональные центры метрологии и другие аккредитованные
метрологические службы.
В
основу классификации применяемых методов поверки положены следующие признаки, в
соответствии с которыми средства измерений могут быть поверены:
-
без использования компаратора (прибора сравнения), т. е. непосредственным
сличением поверяемого средства измерений с рабочим эталоном того же вида;
-
сличением поверяемого средства измерений с рабочим эталоном того же вида с
помощью компаратора
-
прямым измерением поверяемым измерительным прибором величины, воспроизводимой
рабочим эталоном - мерой;
-
прямым измерением рабочим эталоном - измерительным прибором величины, воспроизводимой
подвергаемой поверке мерой;
-
косвенным измерением величины, воспроизводимой мерой или измеряемой прибором,
подвергаемыми поверке;
-
путем независимой (автономной) поверки.
В правилах ПР 50.2.006-94
установлены следующие виды поверок средств измерений в зависимости от целевого
назначения: первичная, периодическая, внеочередная и инспекционная. Кроме
этого, может быть проведена поверка в рамках метрологической экспертизы средств
измерений.
Периодической поверке
подлежат СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные межповерочные
интервалы (МПИ), установленные с расчетом обеспечения пригодности СИ на период
между поверками. Первый межповерочный интервал устанавливают при утверждении
типа средства измерений, а последующие планируют на основе статистики отказов и
экономических показателей.
Внеочередную поверку
проводят для работающего СИ при корректировании МПИ, повреждении клейма,
пломбы, утрате документов, необходимости удостовериться в исправности СИ
(изменение условий эксплуатации или ее интенсивности после длительного
хранения); установке СИ, являющихся комплектующими изделиями, после истечения
половины гарантийного срока.
Инспекционная поверка
необходима при осуществлении государственного надзора или контроля юридических
лиц за состоянием и применением СИ.
Экспертную поверку
проводят при возникновении спорных вопросов относительно MX, исправности СИ и
пригодности их к применению. Поверку осуществляют органы ГМС по письменному
требованию заинтересованных лиц.
По способу проведения
различают комплектный и поэлементный виды поверки.
Комплектный способ
состоит в том, что СИ поверяют в полном комплекте его составных частей в
реальных (или приближенных к ним) условиях эксплуатации. Это позволяет в ходе
поверки выявить сопутствующие дефекты (монтажа СИ и вспомогательных устройств,
неисправности коммутационной аппаратуры и т.п.).
Поэлементный способ поверки
заключается в предварительном определении погрешностей отдельных составных
частей поверяемого СИ. Затем по полученным данным расчетным путем определяют
погрешности всего СИ. Кроме того, этот способ широко
используют при поверке СИ, сложных по конструкции (например, многодиапазонных
СИ для измерения различных физических величин).
Предпочтительным является комплектный способ поверки, развитие которого и
является одной из основных задач МС юридических лиц. Этот способ более
приспособлен и для реализации комплексной автоматизации поверочных работ.
Указанные способы поверки можно осуществить различными методами.
Метод непосредственного сличения без
промежуточных приборов довольно прост и широко используется при поверке СИ
невысокой точности: штриховых мер длины (линейки, рулетки); мер вместимости
(мерные колбы, бюретки); приборов для непосредственного измерения тока,
напряжения, частоты; СИ механических величин и т.д. При этом одна и та же
физическая величина х измеряется
поверяемым СИ хп и рабочим эталоном хо
СИ. Разность их показаний Δ=хп-хо
является абсолютной погрешностью поверяемого СИ. Приводя ее к
нормированному значению получают приведенную погрешность поверяемого СИ у=Δ/хМ 100%.
Метод сличения с помощью компаратора (прибора
сравнения) более точен и позволяет косвенно сравнить две однородные или
разнородные физические величины методами противопоставления или замещения. Сам
по себе компаратор не содержит образцовых мер или СИ. Наиболее широкое
распространение имеют следующие компараторы: образцовые весы - для поверки
гирь; мосты переменного и постоянного тока - для поверки электрических
емкостей, индуктивностей, сопротивлений; потенциометры - для поверки ЭДС.
Основные требования к компараторам - высокая чувствительность и стабильность.
Метод прямого измерения по образцовым мерам есть
разновидность метода непосредственного сличения и наиболее широко используется
при поверке мер электрических и магнитных величин.
Метод косвенных измерений заключается в использовании прямых
измерений и соответствующего пересчета погрешности в соответствии с известной
функциональной зависимостью. При этом необходимо учитывать, что конечный
результат всегда содержит составляющие погрешности косвенного измерения.
Независимая (автономная) поверка без применения рабочих
эталонов используется при поверке особо точных СИ, при фактическом отсутствии
более точных СИ. Как правило, этот метод используется для поверки приборов
сравнения - компараторов. Он заключается в сравнении величин, воспроизводимых
компаратором, с опорной величиной, воспроизводимой самим компаратором.
Например, при поверке т-й декады
потенциометра необходимо убедиться в равенстве падений напряжения на каждой и-й ступени этой декады. Выбрав в
качестве опорной величины сопротивление первой ступени декады, с помощью
компаратора поочередно сравнивают с ней падения напряжения на каждой n-й ступени. Этот метод трудоемок, но
позволяет определять поправки с высокой точностью непосредственно на месте
эксплуатации поверяемого СИ.
В процессе поверки ведут протокол, куда вносят номинальные характеристики
и параметры, в том числе реквизиты рабочего эталона и поверяемого СИ (заводской
номер, тип, обозначение и т.п.), результаты каждого измерения. В дальнейшем
результаты обрабатывают и на основании этого делают вывод о годности СИ к
эксплуатации.
Калибровка средств измерений
Средства измерений не подлежащие поверке (т.е. для
которых ГМКиН не являются обязательными), для обеспечения их метрологической
исправности могут подвергаться калибровке при выпуске из производства или
ремонта, при импорте, эксплуатации, прокате и продаже.
Калибровка - совокупность операций, выполняемых с целью
определения и подтверждения действительных значений метрологических
характеристик средств измерений.
Калибровочная лаборатория по заявке (договору)
заказчика определяет и подтверждает сертификатом о калибровке действительные
значения метрологических характеристик средства измерений на данный момент времени.
При этом калибровочная лаборатория не делает никакого
вывода о пригодности прибора. Установленные характеристики могут отличаться от
паспортных, и только в компетенции заказчика определить, в каких условиях и для
каких целей можно использовать данное средство измерений.
Содержание операций калибровки ввиду отсутствия
документации - методик калибровки аналогично операциям поверки,
регламентированным методиками ее проведения.
Однако калибровка как процедура метрологического
контроля, осуществляемая аккредитованной метрологической службой юридического
лица, в ряде случаев отличается от поверки.
Например, при калибровке возможно определение
характеристик погрешности средства измерений в одной точке диапазона измерений
в условиях, отличающихся от нормальных, что принципиально отличает ее от
поверки как операции допускового контроля основной погрешности средства
измерений в нормальных условиях.
Средство измерения признается пригодным, если
действительные значения его метрологических характеристик соответствуют ранее
установленным техническим требованиям.
Вывод о пригодности средства измерения в этом случае делает калибровочная
лаборатория.
Таким образом, калибровка отличается от поверки по
техническому и организационному содержанию. Калибровка по своему техническому
содержанию может быть шире или уже, чем поверка, в зависимости от конкретных
требований заказчика. Кроме того, результаты периодической поверки
действительны в течение межповерочного интервала (МПИ), который устанавливает Федеральное
агентство по техническому регулированию и метрологии. Результаты калибровки действительны
только на момент калибровки, а решение о дальнейшей эксплуатации и установлении
межкалибровочного интервала принимает лицо, эксплуатирующее средство измерения.
В организационном содержании поверка является
обязательной функцией, осуществляемой органами государственного
метрологического надзора (другими уполномоченными на то органами, организациями),
а калибровка является добровольной функцией, осуществляемой как
государственными научными метрологическими институтами или органами
государственного метрологического надзора, так и метрологическими службами
юридических лиц. Аккредитация на право проведения калибровки средств измерений
осуществляется только в соответствии с желанием заинтересованной
метрологической службы юридического лица.
Если за состоянием и применением СИ, входящих в сферу
государственного регулирования, призваны следить органы государственного
метрологического надзора, то контроль за состоянием СИ, не входящих в эту
сферу, при условии добровольности калибровки ложится на метрологическую службу
предприятий. Поэтому единство измерений должно быть обеспечено независимо от
сфер применения СИ, иначе результатами измерений просто невозможно
пользоваться.
Федеральное агентство по техническому регулированию и
метрологии обеспечило создание национальной службы, которая обеспечивает
реализацию положений Закона: аккредитацию метрологических служб юридических лиц
на право проведения калибровочных работ, оформление результатов калибровки,
соблюдение установленных требований к выполнению калибровочных работ - и, кроме
того, создает необходимые условия для правового, методического и информационного
обслуживания аккредитованных метрологических служб.
Правовое обеспечение этой деятельности установлено в правилах
по метрологии ПР 50.2.017-95 «ГСИ. Положение о Российской системе калибровки».
Структура этой системы схематично представлена на рисунке 3.
В настоящем документе изложены основные положения по организации,
структуре, функциям Российской системы калибровки (РСК), права и обязанности
входящих в нее юридических лиц независимо от форм собственности. В создании РСК
необходимо выделить такие положения:
- система создается на добровольной основе. Никто не вправе
навязывать аккредитацию метрологическим службам, если они не изъявляют на то
свое добровольное согласие;
- право осуществлять аккредитацию могут только
зарегистрированные в РСК аккредитующие органы. В качестве аккредитующих органов
в соответствии с Законом могут выступать государственные научные
метрологические институты и органы государственного метрологического надзора.
Информация о зарегистрированных аккредитующих органах регулярно публикуется;
- аккредитованная метрологическая служба выдает сертификаты
о калибровке СИ и ставит оттиски калибровочных клейм от имени аккредитующего
органа, аккредитовавшего данную метрологическую службу. Это означает, что в
форме сертификата о калибровке СИ в соответствии с ПР 50.2.016-94 «ГСИ. Российская
система калибровки. Требования к выполнению калибровочных работ» в верхней его
части приводится наименование органа, аккредитовавшего данную метрологическую службу.
РСК строится на принципе компетентности, в соответствии с
которым аккредитацию метрологических служб проводят аккредитующие органы,
компетентные в заявленной метрологической службой области аккредитации.
Обязательность наличия Руководства по качеству, содержащего полную информацию
об эталонах, используемых для калибровки или поверки тех или иных средств измерений,
обеспечивает достаточность информации, указанной в области аккредитации. При
этом у метрологической службы есть право выбора аккредитующего органа; важным
принципом построения РСК является самофинансирование ее деятельности.
Из этого следует, что процедуры регистрации аккредитующих
органов и аккредитации метрологических служб являются платными. В соответствии
с ПР 50.2.018 - 95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических
лиц на право проведения калибровочных работ» аккредитующие органы оплачивают
ВНИИМС работу по оформлению аттестата аккредитации (установленной формы на
синем фоне), присвоению аттестату регистрационного номера и шифра калибровочного
клейма, занесению в Реестр аккредитованных метрологических служб.
В настоящее время уже со всей определенностью можно сказать,
что РСК создана и осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными
правилами и рекомендациями. ВНИИМС как научно-методический центр РСК
осуществляет обучение экспертов из числа сотрудников органов Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии и научных метрологических
институтов, которые будут проводить аккредитацию метрологических служб
юридических лиц на право выполнения калибровочных работ.
Одна из целей создания РСК - вступление в Европейское
сотрудничество по аккредитации лабораторий (ЕАЛ).
Требования к выполнению калибровочных работ изложены в
одноименных правилах ПР 50.2.016-94.
Метрологическая служба должна создать, а аккредитующий орган
должен проверить наличие Системы обеспечения качества выполнения калибровочных
работ в заявленной области аккредитации. Если при этом аккредитующий орган
обнаружит какие-либо недостатки, он должен помочь метрологической службе
устранить эти недостатки в рамках заключаемого договора. Таким образом, договор
по аккредитации метрологической службы на право проведения калибровки СИ
подразумевает работу обеих договаривающихся сторон для достижения единой цели,
при этом ответственность за результаты в равной степени ложится на обе стороны.
Процедура аккредитации на право выполнения калибровочных
работ состоит, как правило, из трех этапов:
1)
экспертиза
представленных на аккредитацию документов и выдача замечаний и предложений по
их совершенствованию и совершенствованию организации и порядка выполнения
калибровочных работ;
2)
корректировка
совместно с Заявителем представленных документов, поиск реальных возможностей
совершенствования калибровочной деятельности;
3)
проведение
проверки соответствия фактического состояния выполнения калибровочных работ
заявляемому с оформлением Акта проверки. При положительных результатах проверки
выдается Аттестат аккредитации на право выполнения калибровочных работ и
аккредитованная служба заносится в Реестр Российской системы калибровки.
При подготовке документов, представляемых на аккредитацию,
особое внимание следует уделять полному соответствию состава и характеристик
средств калибровки и калибруемых средств измерений тем, которые указаны в
соответствующих методиках калибровки (поверки).
При разработке Системы обеспечения качества необходимо
помнить о наличии и работоспособности следующих ее элементов:
- четко оговоренная организационная структура с указанием
элементов и выполняемых ими функций, включая функции управления;
- материально-техническая база, включая помещения, эталоны
(эталоны как средства передачи размеров единиц величин должны быть поверены во
всех случаях их применения) и другие средства калибровки, отвечающие
современным требованиям;
- персонал, уровень квалификации которого соответствует
установленным требованиям;
- нормативная база, включающая основной документ -
Руководство по качеству, документы Российской системы калибровки, методики
калибровки и др.;
- положение, при котором любое действие по подготовке,
проведению калибровочных работ и так далее документируется;
- двухуровневый контроль за качеством выполнения
калибровочных работ
Под двухуровневым контролем понимается наличие внутреннего и
внешнего контроля за качеством. Внутренний контроль осуществляется самой
калибровочной лабораторией. Порядок его проведения должен быть четко описан в
Руководстве по качеству, а результаты должны фиксироваться в специальном
журнале.
Внешний (инспекционный) контроль осуществляет аккредитующий
орган или по его поручению орган Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии по месту расположения калибровочной лаборатории (в
случае если аккредитующим органом не является данный территориальный орган).
Инспекционный контроль осуществляется на основании заключаемых договоров.
Частота проведения инспекционного контроля устанавливается аккредитующим
органом по согласованию с калибровочной лабораторией и должна быть не более
одного раза в год и не менее одного раза в течение срока аккредитации, т. е.
при выборе периодичности инспекционного контроля следует руководствоваться
принципом «разумной достаточности». Учитывая, что аттестат аккредитации
выдается на срок до пяти лет, то, по крайней мере, один раз за этот период
необходимо провести проверку соблюдения метрологической службой условий
аккредитации.
Руководство по качеству - это документ, который подробно
описывает Систему обеспечения качества, действующую на данном предприятии. Как
не может быть двух одинаковых предприятий, двух одинаковых Систем обеспечения
качества, так не может быть двух одинаковых Руководств по качеству. В ПР
50.2.016-94 представлен макет Руководства по качеству. Переписывая его
дословно, метрологическая служба расписывается в том, что никакой Системы
обеспечения качества на предприятии не создано и к вопросу аккредитации
метрологическая служба подошла формально.
Однако на практике могут возникать и такие ситуации. Например
метрологическая служба предприятия была аккредитована на право выполнения
калибровочных работ в РСК одним из метрологических институтов Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии, являющимся аккредитующим
органом РСК. Местный территориальный орган Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии потребовал заключить с ним договор о
проведении инспекционного контроля за деятельностью аккредитованной
метрологической службы.
В соответствии с ПР 50.2.017-95 «ГСИ. Положение о Российской
системе калибровки» и ПР 50.2.018-95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических
служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ» проведение
инспекционного контроля за деятельностью аккредитованной метрологической службы
является одной из функций аккредитующего органа РСК.
Согласно п. 1.8 ПР 50.2.018-95 аккредитующий орган может
поручить выполнить эту функцию органу Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии, зарегистрированному в качестве аккредитующего
органа РСК, по местонахождению предприятия. Как правило, к такому решению аккредитующий
орган приходит после переговоров и согласования с аккредитованной
метрологической службой. О своем согласии провести эту работу, а впоследствии о
результатах ее проведения территориальный орган должен сообщить аккредитующему
органу.
В данном случае основанием для заключения договора о
проведении инспекционного контроля органом Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии по местонахождению юридического лица
является не только извещение о его проведении, но и копия письма-поручения
аккредитующего органа. Если такого письма-поручения нет, то действия
территориального органа неправомочны.
Организация и порядок осуществления инспекционного контроля
регламентированы ПР РСК 003-98 «РСК. Порядок осуществления инспекционного контроля
за соблюдением аккредитованными метрологическими службами требований к
проведению калибровочных работ».
Калибровочная деятельность метрологической службы
юридического лица является частным делом данного юридического лица и не
перестает быть таковым даже после аккредитации метрологической службы в РСК.
Метрологическая служба и аккредитующий орган вступают в
добровольные договорные отношения с четко установленными в Правилах правами и
обязанностями, расширять которые ни та, ни другой не имеют право.
Аккредитованная метрологическая служба берет на себя
обязательства выполнять требования, предъявляемые к калибровочным работам, и
проводить их в соответствии с Руководством по качеству. При этом она обладает
правом заявлять, что компетенцию ее в данном виде деятельности подтверждает
аккредитующий орган.
Аккредитующий орган имеет право с заранее согласованной
периодичностью контролировать выполнение установленных требований к качеству
проведения калибровочных работ и берет на себя обязательства в необходимых
случаях оказывать методическую помощь. Участие в данных договорных отношениях
третьего лица не предусмотрено.
Анализируя подробнее элементы Системы обеспечения качества,
которые должны быть описаны в Руководстве по качеству, следует особое внимание обратить
на такой документ, как «Политика в области качества».
Политика в области качества - это декларация (заявление)
калибровочной лаборатории о своих намерениях и компетенции в заявленной области
деятельности, а также о гарантиях, обеспечивающих качество и
конкурентоспособность результатов этой деятельности. В качестве примера
приведем формулировки «Политики в области качества» одного из известных
предприятий:
Типичными ошибками при описании организации калибровочной
деятельности являются: отсутствие формализованной структуры калибровочной
службы с описанием элементов и выполняемых ими функций; избыточное описание
всей структуры метрологической службы с указанием всех элементов и функций, не
имеющих отношения к калибровочной деятельности; отсутствие верхнего,
управляющего, звена калибровочной деятельности, регулирующего не столько
технические, сколько финансовые вопросы калибровочной службы.
В ПР 50.2.016-94 представлены учетные документы и журналы
(учетный документ на каждую единицу средств калибровки, журнал учета средств
калибровки, журнал регистрации средств измерений, принятых на калибровку, и т.
д.). Все эти документы должны реально существовать и участвовать в
калибровочной деятельности, формы их должны быть представлены в приложениях к
Руководству по качеству. Это даст возможность реализовать принцип
«документирования» в Системе обеспечения качества, а в случае рекламаций
обнаружить элемент, дающий негативный результат.
Основной недостаток при описании помещений и состояния
окружающей среды заключается в том, что дается описание помещений только
метрологической службы, в то время как калибровка осуществляется и в цехах, и
на объектах. В этих случаях необходимо либо предварительно проверить
соответствие условий проведения калибровки установленным требованиям, либо
зафиксировать эти условия в Сертификате о калибровке. Следует иметь в виду, что
если помещения и окружающая среда, при которой проводилась калибровка СИ, не
соответствуют требованиям НД на калибровку, результаты калибровки не могут
удостоверяться калибровочным клеймом, а только Сертификатом о калибровке с
указанием условий, при которых проводилась калибровка.
Порядок приема и регистрации средств измерений, поступивших
на калибровку, и порядок осуществления и оформления результатов калибровки
должны быть описаны в той степени подробности, при которой воспроизведение их
не зависело бы от стажа и опыта сотрудников, участвующих в этих процессах.
Это и является основой Руководства по качеству: процедура и
качество осуществления калибровочных работ должны быть воспроизводимы и
гарантированы.
Сопоставление операций поверки и калибровки
Из фундаментальных назначений операций поверки и калибровки
следует, что они - часть системы МО производства в сфере передачи размера
величины.
Калибровка как процедура прямого сравнения с эталоном в
рамках концепции «погрешности» является фактически разновидностью поверки. Это
объясняется тем, что эталоны, с которыми производится сравнение, сами хранят не
истинное, а действительное значение, характеризуемое интервалом возможных
погрешностей.
Стоит отметить, что определения в Законе тесно связанных
терминов поверка и калибровка, за исключением некоторых несущественных особенностей, почти
совпадают по смыслу: это совокупность одних и тех же операций. Различие, по
существу, заключается лишь в том, находятся ли испытываемые СИ в сфере
государственного метрологического контроля и надзора или нет, и кем выполняются
соответствующие операции. На первое место выходит, следовательно, юридическая
сторона, и с точки зрения законодательной метрологии.
В сфере законодательной метрологии
находится законодательный метрологический контроль, включающий законодательный
контроль средств измерений, метрологический надзор и метрологическую
экспертизу. Подробно это изложено в Международном документе МД 9 МОЗМ. Поэтому
поверка - это прерогатива службы законодательной метрологии, а свидетельство о
поверке - один из документов законодательной метрологии. В то же время Международный
документ МД 16 МОЗМ четко фиксирует, что исследования могут быть выполнены
квалифицированными и уполномоченными независимыми службами измерений,
производителями средств измерений и даже фирмами осуществляющими ремонт средств
измерений. Эта ситуация наблюдается практически во всех странах.
В стандарте ИСО 10012 указано, что после проведения
калибровки проводится операция, называемая обычно поверкой, - оценка
соответствия действительных метрологических характеристик средства измерений,
полученных в результате калибровки, заданным обязательным требованиям.
Формально это и есть поверка, которая может выполняться только компетентным
государственным органом.
Почти во всех странах мира, где превалирует концепция
привязки к эталонам или прослеживаемости результата измерений посредством
непрерывной цепи сличений, имеющих установленные неопределенности, «калибровка»
как процедура предшествует «поверке». Уже сегодня при определенных условиях и соответствующем
оформлении калибровку, выполненную изготовителем, признают в качестве первичной
поверки. В частности, МОЗМ принят документ МД 27 «Первичная поверка средств
измерений с использованием системы менеджмента качества изготовителя». В
американском национальном стандарте по калибровке поверка определяется как
«доказательство посредством калибровки, что заданные требования выполняются», а
определение калибровки дается как «совокупность операций, устанавливающих при
известных условиях соотношение между значениями, показываемыми средством
измерений или измерительной системой и соответствующего эталона или известными
значениями, полученными от эталона». Как видно, это определение практически
совпадает определением «калибровки» в документе РМГ 29. Такой подход
становится глобальным. Ясно, что за счет использования органами государственной
метрологической службы результатов калибровок, полученных в должным образом
аккредитованных калибровочных лабораториях, возникают дополнительные возможности
для оформления свидетельства о поверке. Можно резко увеличить количество
действительно поверяемых средств измерений, особенно в областях, не охваченных
государственными органами, но требующими поверки используемых средств
измерений. Можно повысить эффективность поверочных подразделений органов ГМС
путем концентрации калибровочных возможностей на конкретных видах измерений для
конкретных типов средств измерений, так как отпадает необходимость «держать»
полную базу поверочных средств в ЦСМ, учитывая калибровочные возможности
региона. Не следует при этом сбрасывать со счетов развитие калибровочных работ
и поднятие их общей культуры, так как потребуется практическое внедрение
концепции неопределенности измерений и концепции прослеживаемости, которые
обеспечат развитие Российской системы измерений, ее гармонизацию с мировым
сообществом и возможность вхождения Российской системы калибровки в ИЛАК.
Сегодня многие метрологи предлагают отойти от «поверки»
эталонов, так как во всем мире эталоны калибруются, а национальные эталоны
аттестуются после длительных исследований, официально утверждаются, а затем
сличаются с себе подобными эталонами на международном уровне. Остальные эталоны
калибруются по национальным эталонам и характеризуются своей неопределенностью.
Испытания с целью утверждения типа и сама калибровка не являются процедурами
оценки соответствия. На 22-й Генеральной конференции по мерам и весам была принята
специальная резолюция о том, что калибровка не является деятельностью по оценке
соответствия, чтобы не усугубить путаницы, введенной ИСО и ИЛАК стандартами
серии 17000. Действительно, ни сами испытания, ни процедуры калибровки не ведут
к определению степени выполнения соответствующих требований, а только
устанавливают действительные характеристики СИ.
Сравнительные метрологические
аспекты поверки и калибровки представлены в таблица 1.
Таблица 1
Метрологические
аспекты поверки и калибровки
Вид
процедуры
|
Вид средств измерений
|
|||
Мера (М)
|
Измерительный преобразователь (ИП)
|
Измерительный прибор (П)
|
Градуируемое при поверке или калибровке СИ
|
|
Измерительный эксперимент
|
||||
При поверке
|
Определение действительного значения меры сравнением
с эталонной мерой
|
Определение действительно функции преобразования П
путем измерений с использованием эталонов
|
Сравнение показаний прибора с показаниями эталона
|
Определение градуировочной характеристики с помощью
эталонных средств
|
При калибровке
|
||||
Результат измерительного эксперимента
|
||||
При
поверке
|
Погрешность М (разность между номинальным и
действительным значением М), измеренная с расширенной неопределенностью U
|
Погрешность ИП (разность между номинальными и
действительными значениями функции преобразования ИП), измеренная с
расширенной неопределенностью U
|
Погрешность П (разность показаний П и эталона),
измеренная с расширенной неопределенностью U
|
Значения градуировочной характеристики СИ,
измеренные с расширенными неопределенностями и
|
При калибровке
|
Действительное значение М с расширенной
неопределенностью измерения его
|
Действительные значения функции преобразования с
расширенной неопределенностью измерения их
|
Значения поправок к показаниям прибора и расширенные
неопределенности измерения этих поправок
|
Значения градуировоч-ной характеристики CИ и
расширенные неопределенности измерения этих значений
|
Вид процедуры
|
Вид средств измерений
|
|||
Мера (М)
|
Измерительный
преобразователь прибор (ИП)
|
Измерительный
(Ш
|
Градуируемое при поверке или калибровке СИ
|
|
Оценка соответствия
|
||||
При поверке
|
Погрешность СИ с учетом U не выходит за установленные пределы допускаемой погрешности
|
Нестабильность СИ за межповерочный интервал
(разности значений предыдущей и настоящей градуировочных характеристик) не
выходит за установленные пределы с учетом неопределенности обеих градуировок
|
||
При калибровке
|
Оценка соответствия не проводится
|
|||
Оформление результатов
|
||||
При
поверке
|
Подтверждение соответствия оформлением свидетельства
о поверке, подтверждающим прогнозируемое на межповерочный интервал
соответствие СИ требованиям по пределам погрешностей (по нестабильности
градуировочной характеристики для градуируемых СИ)
|
|||
При
калибровке
|
Оформление сертификата калибровки, не являющегося
документом обязательного подтверждения соответствия (см. резолюцию 11 XXII
ГКМВ,
|
Заключение
Поверка и калибровка представляют собой совокупность
операций, выполняемых с целью определения и подтверждения соответствия СИ
документально установленным техническим требованиям.
Суть поверки средств измерений заключается в нахождении
погрешности СИ и установлении его пригодности к применению. По содержанию
поверка СИ - это совокупность операций, выполняемых органами государственной
метрологической службы или другими уполномоченными организациями с целью
определения и подтверждения соответствия СИ установленным техническим
требованиям. Процедура поверки регламентируется нормативными документами.
Поверка носит
обязательный характер и проводится в отношении СИ, которые применяются в
установленных Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» сферах: здравоохранение,
охрана окружающей среды, обеспечение обороны государства и др.
Калибровка средств измерений - комплекс операций, осуществляемых
с целью определения и подтверждения действительных значений характеристик и
(или) пригодности к применению СИ, не подлежащих государственному
метрологическому контролю и надзору.
При определении и подтверждении действительных значений
метрологических характеристик СИ лаборатория, калибрующая СИ, не делает вывода
о пригодности прибора. Установленные характеристики могут отличаться от
паспортных, и только заказчик определяет условия и цели использования данного
СИ.
В Законе «Об обеспечении единства измерений» указывается на
добровольный характер и область применения калибровки: «Средства измерений, не
подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке при выпуске из производства
или ремонта или ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже», однако
добровольный характер калибровки не освобождает метрологическую службу от
необходимости использования при калибровочных работах эталонов, соподчиненных с
государственными эталонами единиц величин.
Калибровка может быть возложена как на метрологическую службу
юридического лица, так и на любую другую аккредитованную организацию, способную
выполнить калибровочные работы. Результаты калибровки СИ удостоверяются
калибровочным знаком, наносимым на прибор, записью в эксплуатационных
документах или сертификатом о калибровке.
Для проведения калибровочных работ создана и функционирует
Российская система калибровки, деятельность которой регулируется
соответствующими нормативными документами.
В РФ применяются следующие виды поверок СИ:
Первичной поверке подлежат СИ
утвержденных типов при выпуске из производства и после ремонта, а также при
ввозе по импорту.
Периодической поверке подлежат СИ,
находящиеся в эксплуатации или на хранении. Результаты периодической поверки
действительны в течение межповерочного интервала. Первый межповерочный интервал
устанавливается при утверждении типа. В дальнейшем межповерочные интервалы
разрабатывают органы Государственной метрологической службы совместно с
юридическими лицами-пользователями.
Всеочередную поверку
осуществляют при эксплуатации и хранении СИ в следующих случаях:
- повреждение
знака поверительного клейма, а также утрата свидетельства о поверке;
- ввод в
эксплуатацию СИ после длительного хранения (более одного межповерочного
интервала);
- неудовлетворительная
работа прибора или проведение повторной настройки после ударного воздействия на
СИ.
Инспекционную поверку производят
для выявления пригодности к применению СИ при осуществлении государственного
метрологического надзора.
Экспертную поверку производят
при возникновении спорных вопросов по метрологическим характеристикам,
исправности СИ и пригодности их к применению.
Основной метрологической характеристикой, определяемой при
поверке средств измерений, является их погрешность, которая находится путем
сравнения поверяемого СИ с эталоном. Результаты поверки СИ, признанных годными
к применению, оформляют выдачей свидетельства о поверке, нанесением
поверительного клейма.
Список использованной
литературы
2.
Российская Федерация. Законы. Федеральный
закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ (ред. от 28.07.2012). «Об обеспечении единства измерений». Принят
Гос. Думой 11.06.2008.
3.
ГОСТ Р 1.12-2004. «Стандартизация в РФ. Термины и
определения» Введ. 200.07.01. М: М.: ИПК Издательство стандартов, 2005. 10 с.
4.
ГОСТ 8.009-84
«ГСИ. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений».
Введ.1986.01.01. М: ИПК Издательство
стандартов, 1985. 27 с.
5.
ГОСТ 8.372-80 «ГСИ. Эталоны единиц физических
величин. Порядок разработки, утверждения, регистрации, хранения и применения».
Введ. 1981.01.01. М: ИПК Издательство стандартов, 1980. 7 с.
6.
ГОСТ 8.417-2002 «ГСИ. Единицы величин». Введ. 2003.09.01.
М: ИПК Издательство стандартов, 2003. 32 с.
7.
ГОСТ 8.061-80 «ГСИ. Поверочные схемы. Содержание и
построение». Введ. 1981.01.01. М: ИПК Издательство стандартов, 1980. 10 с.
8.
ГОСТ 8.057-80 «ГСИ. Эталоны единиц физических
величин. Основные положения». Введ: 1981.01.01. М: ИПК Издательство стандартов,
1986. 6 с.
9.
ГОСТ Р 8.562-2007 «ГСИ. Государственная поверочная схема
для средств измерений мощности и напряжения переменного тока». Введ.
2008.04.01. М: ИПК Издательство стандартов, 2007. 16 с.
10.
ГОСТ 8.132-74 «ГСИ. Государственный специальный
эталон и общесоюзная поверочная схема для средств измерений силы тока». Введ.
01.07.75.М: ИПК Издательство стандартов, 1975. 7 с.
11.
ПР 50.2.006-94 «ГСИ. Порядок проведения поверки
средств измерений». Введ. 1994. 07.18. М.: ФГУП «ВНИИМС», 1994. 5 с.
12.
МИ 2230-92 «ГСИ. Методика количественного
обоснования поверочных схем при их разработке». Введ. 1992. 10.30. М.: ФГУП
«ВНИИМС», 1992. 30 с.
13.
Сергеев
А.Г. Метрология и метрологическое обеспечение: учебник/ А.Г. Сергеев. - М.:
Высшее образование, 2028 - 575 с.
14.
Кузнеов В.А. Исаев
Л.К., Шайко И.А. Метрология.-М.: .: ФГУП «Стандартинорм» 2005-300 с
15.
Лифиц И.М. Основы
стандартизации, метрологии, сертификации. М.: Юрайт, 2009. 348 с.
16.
Гугелев А.В. Стандартизация, метрология и
сертификация. М.: Дашков и К, 2009. 272 с.