пʼятниця, 11 жовтня 2019 р.

О МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ


ПР 50-732-93

ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


О МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ







Издание официальное




























ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва

УДК 389.14.33                                                                                                                                                                Группа Т80

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
ПР 50-732-93
ОКСТУ0008                                                                                                                                                    Дата введения 01.01.94


Настоящее Типовое положение распространяется на метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц независимо от форм собственности, осуществляющих выполнение работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений, метрологическому контролю и надзору в Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» и устанавливает их основные задачи, права и обязанности.

1.       ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.    Государственные органы управления Российской Федерации, а также предприятия, организации, учреждения (далее - предприятия), наделенные правами юридического лица, в соответствии со статьями 11 и 13 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» создают в необходимых случаях в установленном порядке метрологические службы для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений и для осуществления метрологического контроля и надзора.
При выполнении работ в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», создание метрологических служб или иных организационных структур по обеспечению единства измерений является обязательным.
1.2.    Метрологическая служба государственного органа управления представляет собой систему, образуемую приказом руководителя государственного органа управления, которая может включать:
структурные подразделения (службу) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления;
головные и базовые организации метрологической службы в отраслях и подотраслях, назначаемые государственным органом управления;
метрологические службы предприятий, объединений, организаций и учреждений.
В целесообразных случаях допускается возложение обязанностей по выполнению работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений приказом руководителя государственного органа управления на ответственных должностных лиц центрального аппарата.
В составе концернов, акционерных обществ, ассоциаций, межотраслевых объединений (далее по тексту - объединений юридических лиц) по решению руководящих органов объединения может создаваться аналогичная структура метрологической службы, включающая службу главного метролога объединения, головные и базовые организации метрологической службы, выполняющие свои функции на основании договоров с предприятиями, метрологические службы предприятий (организаций), возглавляемые главными метрологами.
1.2.1. Головные и базовые организации метрологической службы определяются из числа ведущих научно-производственных (производственных) объединений, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организаций, независимо от форм собственности, для выработки технической политики и координации работ в области обеспечения единства и требуемой точности измерений в отрасли (подотрасли) или иных областях деятельности, закрепленных за государственным органом управления или юридическим лицом.
1.2.2. Метрологические службы юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений) независимо от их подчиненности и форм собственности образуются, как правило, в виде самостоятельных структурных подразделений для выполнения задач по обеспечению единства и требуемой точности измерений при проведении исследований, разработок, испытаний, в производствен (или) эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за юридическим лицом, а также для осуществления метрологического контроля и надзора, и возглавляются главными метрологами.
В состав метрологических служб могут входить самостоятельные калибровочные лаборатории, а также структурные подразделения по ремонту средств измерений.
Допускается возложение отдельных функций метрологической службы на иные структурные подразделения юридических лиц.
1.3     Права и обязанности структурных подразделений метрологической службы или иных организационных структур по обеспечению единства и требуемой точности измерений в центральном аппарате государственных органов управления Российской Федерации, головных и базовых организаций метрологической службы, а также на предприятиях, объединениях, организациях и учреждениях, пользующихся правами юридического лица, определяются Положением о метрологической службе государственного органа управления или юридического лица, разрабатываемым на основе настоящего Типового положения.
1.4.    Положение о метрологической службе государственного органа управления должно содержать также информационные данные о государственном органе управления, структуре метрологической службы и ее звеньях, головных и базовых организациях метрологической службы, их основные задачи, обязанности и права. В Положении закрепляется распределение обязанностей между службой главного метролога в центральном аппарате, головными и базовыми организациями метрологической службы, устанавливается порядок утверждения Положений о головных и базовых организациях, а также основные направления деятельности всех звеньев метрологической службы.
1.4.1.                Положение о метрологической службе государственного органа управления утверждается его руководителем.
В случаях, когда деятельность государственных органов управления Российской Федерации осуществляется в сферах, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений», Положения о метрологических службах государственных органов управления Российской Федерации подлежат согласованию с Госстандартом России.
1.5.    Положение о метрологической службе юридических лиц содержит информационные данные о юридическом лице и определяет структуру метрологической службы и ее звеньев, их задачи, обязанности и права.
1.5.1.                Структура и штаты метрологической службы определяются руководителем юридического лица, исходя из объемов работ и с учетом того, что работы по обеспечению единства измерений относятся к основным видам работ, а подразделения метрологической службы - к основным производственным, научно-исследовательским, конструкторским, проектно-конструкторским или технологическим подразделениям.
1.6.    В своей деятельности метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц руководствуются законодательством Российской Федерации, в том числе Законом Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений, законодательными актами республик в составе Российской Федерации, актами, принятыми администрацией автономной области, автономных, округов, краев, областей и городов, стандартами и другими нормативными документами Государственной системы обеспечения единства измерений Российской Федерации, постановлениями Госстандарта России, другими нормативными документами, Положением о метрологической службе, приказами и руководящими документами государственных органов управления.
2.       ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1.    К главным задачам метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц относятся:
обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня и развитие техники измерений в объединениях, на предприятиях;
определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, разработки, производства, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности;
внедрение современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольного измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов (далее - средств измерений), эталонов, применяемых для калибровки средств измерений;
осуществление метрологического контроля путем калибровки средств измерений, проверка своевременности представления средств измерений на испытания в целях утверждения типа, а также на поверку;
осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.
3.       ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖБЫ ГЛАВНОГО МЕТРОЛОГА В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
3.1.    Структурное подразделение (служба) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления имеет право:
3.1.1.                Осуществлять метрологический надзор за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонамиединиц величин, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
3.1.2.                Выдавать метрологическим службам подведомственных предприятий (организаций), обязательные предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
3.1.3.                Готовить предложения руководству государственного органа управления о назначении головных и базовых организаций метрологической службы и осуществлять контроль за их деятельностью;
3.1.4 Проводить аккредитацию головных и базовых организаций метрологической службы;
3.1.5.                Вносить предложения руководству государственного органа управления об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области метрологического обеспечения, противоречащих действующему законодательству, метрологическим правилам и нормам; готовить заключения по проектам нормативных документов по вопросам метрологии;
3.1.6.                Готовить предложения руководству государственных органов управления о привлечении независимых экспертов к проведению метрологической экспертизы проектной, конструкторской, технологической документации, к проведению экспертизы долгосрочных и среднесрочных программ метрологического обеспечения отрасли (подотрасли к участию в аккредитации головным и базовых организаций метрологической службы и других метрологических работах;
3.1.7.                Получать от подвергаемых контролю метрологических служб юридических лиц материалы, необходимые для проведения проверок в порядке осуществления метрологического надзора;
3.1.8.                Принимать участие в аккредитации испытательных подразделений, аналитических лабораторий, метрологических служб.
3.2.    Структурное подразделение (служба) главного метролога в центральном аппарате государственного органа управления:
3.2.1.                Проводит единую техническую политику и осуществляет общее руководство работами по обеспечению единства и требуемой точности измерений, осуществлению метрологического контроля и надзора в отрасли (подотрасли) или в закрепленных областях деятельности;
3.2.2.                Осуществляет взаимодействие с Госстандартом России, органами Государственной метрологической службы по вопросам обеспечения единства измерений;
3.2.3.                Разрабатывает проект Положения о метрологической службе государственного органа управления, готовит предложения руководству о назначении головных и базовых организаций метрологической службы и проводит согласование проекта Положения с Госстандартом России;
3.2.4.                Координирует деятельность головных и базовых организаций метрологической службы и осуществляет контроль за их деятельностью;
3.2.5.                Определяет основные направления дальнейшего развития метрологического обеспечения отрасли (подотрасли), для чего периодически организовывает и координирует работы по анализу состояния измерений, контроля и испытаний в отрасли (подотрасли) или в закрепленных областях деятельности;
3.2.6.                Руководит работами по формированию и выполнению программ метрологического обеспечения отрасли (подотрасли) или закрепленных областей деятельности;
3.2.7.                Организует разработку и выполнение планов организационно-технических мероприятий по дальнейшему повышению эффективности производства или иных видов деятельности на основе совершенствования метрологического обеспечения, контролирует результаты выполнения;
3.2.8.                Готовит предложения к проектам планов государственной стандартизации и разрабатывает планы работ по совершенствованию (актуализации) отраслевой нормативной базы по метрологическому обеспечению, готовит заключения по проектам основополагающих нормативных документов по вопросам метрологии;
3.2.9.                Организовывает и проводит работы по аккредитации головных и базовых организаций метрологической службы;
3.2.10.              Участвует в проведении испытаний средств измерений, контроля и испытаний, разрабатываемых по заказам отрасли (подотрасли);
3.2.11.              Участвует в аккредитации испытательных подразделений и аналитических лабораторий;
3.2.12.              Координируете отрасли (подотрасли) работы по международному сотрудничеству в области метрологии;
3.2.13.              Готовит предложения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области метрологии;
3.2.14.              Организовывает отраслевые совещания, семинары, конференции, выставки по вопросам метрологического обеспечения, координирует участие организаций и предприятий отрасли в межотраслевых и международных совещаниях, семинарах, конференциях и выставках по вопросам метрологического обеспечения.
4.       ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
4.1.    Метрологические службы юридических лиц имеют право:
4.1.1.                Выдавать структурным подразделениям юридического лица обязательные предписания, направленные на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических правил и норм;
4.1.2 Вносить предложения руководителям предприятий, объединений, организаций, учреждений об отмене нормативных документов, приказов, распоряжений и указаний в области метрологического обеспечения, противоречащих действующему законодательств, метрологическим правилам и нормам;
4.1.3.                Вносить предложения руководителям предприятий, объединений, организаций, учреждений о заключении договоров об аренде уникальных средств измерений и испытательного оборудования для проведения калибровки и других метрологических работ, а также договоров о привлечении специалистов к проведению метрологической экспертизы документации и метрологической аттестации методик выполнения измерений;
4.1.4.                Получать от подвергаемых контролю структурных подразделений материалы, необходимые для проведения проверок в порядке осуществления метрологического контроля и надзора.
4.2.    В соответствии с задачами основной круг обязанностей метрологических служб юридических лиц включает выполнение следующих работ:
4.2.1.Проведение систематического анализа состояния измерений, контроля и испытаний на всех стадиях разработки, производства и эксплуатации отдельных видов продукции с целью правильного определения приоритетов в решении отдельных задач метрологического обеспечения, а также решения проблем удовлетворения требований потребителя в части функциональных характеристик продукции, условий ее эксплуатации, внедрения системы бездефектного изготовления продукции, обеспечения прибыльности ее изготовления;
4.2.2.                Разработка планов организационно-технических мероприятий по дальнейшему повышению эффективности производства или иных видов деятельности на основе совершенствования метрологического обеспечения;
4.2.3.                Изучение потребности в средствах измерений, контроля и испытаний, эталонов для Калибровки средств измерений, стандартных образцах состава и свойств веществ и материалов, подготовка предложений по их разработке и приобретению, согласование и формирование заявок на приобретение средств измерений;
4.2.4 Разработка предложений к проектам планов государственной стандартизации;
4.2.5.                Участие в разработке средств и методов измерений и их внедрение;
4.2.6.                Участие в определении исходных технических требований на разработку средств измерений, в проведении испытаний средств измерений, в проведении работ по определению межповерочных интервалов средств измерений;
4.2.7.                Участие в создании эталонов, других средств калибровки, необходимых для метрологического обслуживания создаваемых и выпускаемых средств измерений, согласование предложений по их разработке и выпуску с заинтересованными предприятиями;
4.2.8.                Разработка (участие в разработке) и организация выпуска стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, изготавливаемых предприятиями (объединениями), а в необходимых случаях также стандартных образцов веществ и материалов для метрологического обеспечения производства выпускаемой ими продукции или иных областей деятельности;
4.2.9.                Участие в аттестации средств испытаний и контроля, в разработке программ и методик их аттестации;
4.2.10               Проведение работ по унификации, стандартизации и аттестации методик выполнения измерений;
4.2.11.              Участие в установлении рациональной номенклатуры измеряемых параметров, оптимальных норм точности измерений при контроле показателей качества продукции и параметров технологических процессов;
4.2.12.              Проведение работ по установлению соответствия номенклатуры измеряемых параметров, норм точности измерений, методик выполнения измерений, применяемых средств измерений требованиям и нормам точности измерений показателей качества готовой продукции, сырья, материалов и характеристик производительности и точности технологического оборудования, минимальной трудоемкости и заданной достоверности контроля;
4.2.13.              Участие в разработке новых видов продукции и технологических процессов, в аттестации технологических процессов, в проверке технологического оборудования на соответствие установленным нормам точности; проведение работ по метрологическому обеспечению подготовки производства;
4.2.14.              Участие в подготовке к аттестации производств и сертификации систем качества;
4.2.15.              Проведение работ по метрологическому обеспечению испытаний и сертификации продукции, участие в аттестации испытательных подразделений и аналитических лабораторий;
4.2.16.              Учет основных показателей, характеризующих состояние метрологической службы и ее деятельность;
4.2.17.              Оценка экономической эффективности работ в области метрологического обеспечения, определение влияния этих работ на технико-экономические показатели производственной деятельности;
4.2.18.              Контроль за своевременным представлением средств измерений на испытания в целях утверждения типа средств измерений;
4.2.19.              Подготовка материалов и участие в согласовании заявок на импорт средств измерений, необходимых для повышения уровня метрологического обеспечения;
4.2.20.              Организация и проведение работ по калибровке средств измерений, обеспечение своевременного представления средств измерений на поверку;
4.2.21.              Организация и проведение ремонта средств измерений, находящихся в эксплуатации;
4.2.22.              Осуществление проката средств измерений; . 4.2.23. выполнение особо точных измерений;
4.2.24.              Хранение и поддержание на должном уровне эталонов для воспроизведения единиц величин, других средств поверки и калибровки средств измерений;
4.2.25.              Разработка и внедрение нормативных документов, регламентирующих вопросы метрологического обеспечения, участие в работах по совершенствованию (актуализации) нормативной базы по метрологическому обеспечению;
4.2.26.              Проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;
4.2.27.              Осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки средств измерений, за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
4.2.28.              Осуществление взаимодействия с Госстандартом России, органами Государственной метрологической службы по вопросам обеспечения единства измерений, оказания содействия органам Госстандарта России при осуществлении ими государственного метрологического контроля и надзора;
4.2.29.              Осуществление взаимодействия с головными и базовыми организациями Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО), Государственной службы времени и частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), центрами данных Государственной службы стандартных справочных данных (ГСССД), участие в проведении аттестации стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов;
4.2.30.              Участие в работах по международному сотрудничеству в области метрологии, в том числе во внедрении и соблюдении рекомендаций МОЗМ, ИСО, МЭК, КООМЕТ и других международных организаций;
4.2.31.              Организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров в области метрологии;
4.2.32.              Участие в проведении анализа претензий к качеству продукции с точки зрения недостатков в метрологическом обеспечении;
4.2.33.              Проведение совещаний, семинаров, конференций, выставок, конкурсов по вопросам метрологического обеспечения, подготовка информационных материалов по вопросам метрологического обеспечения, деятельности метрологической службы, в том числе об оказываемых метрологических услугах;
4.2.34.              Осуществление контроля за устранением недостатков в обеспечении единства измерений, выявленных органами Государственной метрологической службы.
5.       ГОЛОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
5.1.    Головная организация метрологической службы (далее - головная организация) назначается по решению государственных органов управления (или объединения юридических лиц) для выработки и проведения единой технической политики и координации работ в области обеспечения единства и требуемой точности измерений в отрасли или иных областях деятельности, закрепленных за соответствующим государственным органом, или объединением юридических лиц, которому головная организация подчинена.
5.2.    Головные организации метрологической службы назначаются государственным органом управления по согласованию с Госстандартом России (в составе Перечня головных и базовых организаций метрологической службы, прилагаемого к Положению о метрологической службе государственных органов управления).
5.3.    К основным задачам головной организации относятся:
выработка технической политики и перспективное планирование работ в области обеспечения единства измерений и метрологического обеспечения в отрасли или иных областях деятельности;
проведение систематического анализа состояния измерений, контроля и испытаний в отрасли с целью правильного определения приоритетов в решении задач метрологического обеспечения, определение потребностей отрасли в средствах измерений, контроля, испытаний;
координация деятельности и методическое руководство базовыми организациями метрологической службы и метрологическими службами предприятий отрасли;
выполнение важнейших работ в области обеспечения единства и требуемой точности измерений;
разработка и внедрение современных методов и средств измерений, автоматизированного контрольно-измерительного оборудования, информационно-измерительных систем и комплексов, средств поверки и калибровки, в том числе стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (по закрепленным областям измерений);
участие в испытаниях и работах по сертификации средств измерений, испытаний и контроля, предназначенных для использования в отрасли;
организация и проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;
осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений;
осуществление контроля за деятельностью базовых организаций метрологической службы и метрологических служб предприятий отрасли.
5.4.    Положение о головной организации метрологической службы разрабатывается на основе Положения о метрологической службе государственного органа управления (или на основе Положения о метрологической службе объединения юридических лиц) в соответствии с требованиями разделов 4 и 5 настоящего Типового положения и утверждается в установленном порядке (см.п. 1.4. настоящего Типового положения).
5.5.    Для обеспечения выполнения задач, возлагаемых на головную организацию, в ней создается самостоятельное структурное подразделение (научно-исследовательское, проектно-конструкторское, технологическое), возглавляемое главным метрологом головной организации.
Главный метролог головной организации назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации и несет ответственность за выполнение задач и обязанностей, возлагаемых на головную организацию.
5.5.1.                В Положении о головной организации отражаются не только отдельные функции в области обеспечения единства и требуемой точности измерений, возлагаемые на структурное подразделение, возглавляемое главным метрологом, но и все остальные функции в этой области, возлагаемые на другие подразделения головной организации.
5.5.2.                На подразделение метрологической службы, возглавляемое главным метрологом головной организации, могут быть возложены также обязанности по метрологическому обеспечению деятельности своей организации.
5.5.3.                Для выполнения функций, определенных в Положении, головная организация располагает эталонами, средствами поверки и калибровки, другим контрольно-измерительным и испытательным оборудованием.
5.6.    Головная организация подвергается аккредитации, проводимой государственным органом управления в порядке, установленном Госстандартом России.
5.6.1.                Головная организация, в составе которой имеется самостоятельная калибровочная лаборатория, может быть аккредитована также на право калибровки средств измерений на основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы в соответствии со статьей 23 Закона «Об обеспечении единства измерений».
5.7.    Финансирование работ по выполнению задач головной организации осуществляется из централизованных фондов соответствующего государственного органа управления.
6.       БАЗОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
6.1.    Базовая организация метрологической службы (далее - базовая организация) назначается по решению государственного органа управления или объединения юридических лиц, которому она подчинена, для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений в подотрасли (при проведении исследований, разработок, испытаний, в производстве и эксплуатации закрепленных за ней групп продукции) или закрепленных областях деятельности.
Базовые организации могут назначаться по территориальному принципу с прикреплением к ним объединений и предприятий определенного региона, в частности, для выполнения работ по калибровке и ремонту средств измерений.
6.2.    Базовые организации метрологической службы назначаются государственным органом управления по согласованию с Госстандартом России (при согласовании Положения о метрологической службе государственных органов управления).
6.3.    К основным задачам базовой организации относятся:
проведение систематического анализа состояния измерений, контроля и испытаний в подотрасли с целью правильного определения приоритетов в решении задач метрологического обеспечения на прикрепленных предприятиях;
участие в разработке средств и методов измерений, в создании эталонов и других средств калибровки, необходимых для метрологического обеспечения производства на прикрепленных предприятиях;
участие в установлении рациональной номенклатуры измеряемых параметров, оптимальных норм точности измерений при контроле показателей качества продукции и параметров технологических процессов на прикрепленных предприятиях;
проведение работ по установлению соответствия номенклатуры измеряемых параметров, норм точности измерений, методик выполнения измерений, применяемых средств измерений требованиям к нормам точности измерений показателей качества готовой продукции, сырья, материалов и характеристик производительности и точности технологического оборудования, минимальной трудоемкости и заданной достоверности контроля на прикрепленных предприятиях;
участие в разработке новых видов продукции и технологических процессов, в аттестации технологических процессов, проверке технологического оборудования на соответствие установленным нормам точности;
участие в подготовке к аттестации производств и к сертификации систем качества на прикрепленных предприятиях;
проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;
проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений, а также участие в аттестации средств испытаний и контроля на прикрепленных предприятиях;
проведение калибровки средств измерений;
осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки средств измерений, за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений на прикрепленных предприятиях.
6.4.    Положение о базовой организации метрологической службы разрабатывается на основе положения о метрологической службе соответствующего государственного органа управления (или на основе положения о метрологической службе объединения юридических лиц) в соответствии с требованиями разделов 4и6 настоящего Типового положения и утверждается в установленном порядке (см.п. 1.4. настоящего Типового положения).
6.5.    Для обеспечения выполнения задач, возлагаемых на базовую организацию, в ней создается самостоятельное структурное подразделение (научно-исследовательское, проектно-конструкторское, технологическое), возглавляемое главным метрологом базовой организации.
Главный метролог базовой организации назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации и несет ответственность за выполнение задач и обязанностей, возлагаемых на базовую организацию.
6.5.1.                В Положении о базовой организации отражаются не только отдельные функции в области обеспечения единства и требуемой точности измерений, возлагаемые на структурное подразделение, возглавляемое главным метрологом, но и все остальные функции в этой области, возлагаемые на другие структурные подразделения базовой организации.
6.5.2.                На подразделение метрологической службы, возглавляемое главным метрологом базовой организации, могут быть возложены также обязанности по метрологическому обеспечению деятельности своей организации.
6.5.3.                Для выполнения функций, определенных в Положении, базовая организация располагает эталонами, средствами поверки и калибровки, другим контрольно-измерительным и испытательным оборудованием.
6.6.    Базовая организация подвергается аккредитации, проводимой государственным органом управления в порядке, установленном Госстандартом России.
6.6.1.                Базовая организация, в составе которой имеется самостоятельная калибровочная лаборатория, может быть аккредитована также на право калибровки средств измерений на основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы в соответствии со статьей 23 Закона «Об обеспечении единства измерений».
6.7.    Порядок финансирования работ, выполняемых базовой организацией, определяется государственным органом управления или объединением юридических лиц (для этих целей может создаваться специальный внебюджетный фонд из средств объединений и предприятий, прикрепленных к базовой организации).
7.       МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ
7.1.    Метрологическая служба предприятия, научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической организации и учреждения, пользующихся правами юридического лица, независимо от форм собственности (далее - предприятия) включает отдел (службу) главного метролога и (или) другие структурные подразделения и создается для выполнения задач по обеспечению единства измерений и метрологическому обеспечению исследований, разработки, испытаний и эксплуатации продукции или иных областей деятельности, закрепленных за предприятием.
В составе метрологической службы предприятия могут создаваться самостоятельные калибровочные лаборатории, которые осуществляют калибровку средств измерений для собственных нужд или сторонних юридических лиц.
7.2.    Метрологическая служба предприятия проводит свою работу в тесном взаимодействии с основными структурными подразделениями предприятия.
7.3.    К основным задачам метрологической службы предприятия относятся:
обеспечение единства и требуемой точности измерений, повышение уровня метрологического обеспечения производства;
внедрение в практику современных методов и средств измерений, направленное на повышение уровня научных исследований, эффективности производства, технического уровня и качества продукции, а также иных работ, выполняемых предприятием;
организация и проведение калибровки и ремонта средств измерений, находящихся в эксплуатации, своевременное представление средств измерений на поверку;
проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений, а также участие в аттестации средств испытаний и контроля;
проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;
проведение работ по метрологическому обеспечению подготовки производства;
участие в аттестации испытательных подразделений, в подготовке к аттестации производств и сертификации систем качества;
осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений.
7.4.    Положение о метрологической службе предприятия разрабатывается на основе Устава предприятия в соответствии с требованиями разделов 4 и 7 настоящего Типового положения и утверждается руководителем предприятия.
При выполнении предприятием работ в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, предусмотренных статьей 13 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» Положение о метрологической службе предприятия утверждается его руководителем по согласованию с органом Государственной метрологической службы по месту расположения предприятия.
7.5.    Метрологические службы предприятий могут быть аккредитованы на право поверки и (или) калибровки средств измерений.
7.6.    Заинтересованные метрологические службы юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности этих юридических лиц по их инициативе могут быть аккредитованы на техническую компетентность в осуществлении конкретной деятельности в области обеспечения единства и требуемой точности измерений на основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами государственной метрологической службы в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений».







































Отпечатано в типографии муниципального предприятия «Олимп». Зак. 28-1


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)

ИСПОЛНИТЕЛИ Е.А.Заец (руководитель темы), И.П.Канаева, Т.А.Иванова, Х.О.Маликова, Ю.И.Яжборовская

ВНЕСЕНЫ Главным управлением технической политики в области метрологии и Главным управлением региональной политики и государственного надзора

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением-Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N295

ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ












































Настоящее Типовое положение не может быть полностью или частично воспроизведено, тиражировано или распространено без разрешения Госстандарта России

неділя, 7 липня 2019 р.

Модели и принципы радиационной емкости экосистем


Модели и принципы радиационной емкости экосистем https://navschannya.blogspot.com



Содержание

Введение………………………………………..…………………………3
Модели и принципы радиационной емкости экосистем……………….4
Выводы………………………………………………………….…………9
Список использованной литературы…………………………..………10



Введение
Для оценки состояния и благополучия  экосистем используют до 30 различных показателей и параметров – от разнообразия видов до биомассы и численности. Важная особенность этих показателей, что практически все они  начинают существенно изменяться  только когда биота претерпевает  значительные изменения. Практически очень важно иметь показатели  и параметры, которые позволяли ли бы   опережающим образом оценивать состояние биоты экосистем  и особенности распределения и перераспределения поллютантов в реальных экосистамах и ландшафтах. На основе теоретического анализа  и экспериментальных исследований предложено использовать такую меру – как радиоемкость и/или фактор радиоемкости экосистем и ее составляющих. Радиоемкость определяется как предельное количество поллютантов (радионуклидов) которое может аккумулироваться в  биотических компонентах экосистемы, без  нарушения их основных функций (воспроизводство бимассы и кондиционирование среды обитания). Фактор радиоемкости определяется как доля поллютантов, которые  накапливаются в том или ином компоненте экосистемы. Было предложено для оценки благополучия и надежности биоты в экосистеме использовать в качестве определяющих – два параметра – биомасса видов в экосистеме и их способность очищать-кондиционировать среду от  отходов жизнедеятельности  и поллютантов,  попадающих в  экосистему.



Модели и принципы радиационной емкости экосистем

В качестве подхода к оценке состояния и качества экосистем предлагается новый теоретический подход - теория радиоемкости. Суть теории и метода, вытекающего из нее, базируется на следующих экспериментальных теоретических основаниях и предположениях:
1.                Радиоемкость экосистемы - это фундаментальное свойство экосистем, их способность переносить по трофическим цепям, накапливать и концентрировать в биомассе различные радионуклиды, попавшие в окружающую среду, без заметных последствий для экосистемы.
2.                Количественно радиоемкость экосистемы определяет то максимальное количество радионуклидов, которое может накапливать и удерживать в биоте экосистема, и при этом не повреждать ее основных функций: рост и сохранение биомассы биоты в экосистеме и кондиционирование среды обитания.
Понятие о радиоемкости, а точнее о факторе радиоемкости, было впервые введено Агре и Корогодиным. Фактор радиоемокости был определен, как доля радионуклидов от общего количества, попавших в экосистему, которая удерживается в каждом из компонентов экосистемы (косных и биотических).
Радиоемкость - фундаментальное свойство экосистем, определяющее то предельное количество радионуклидов (Ки или Бк), которое может стабильно удерживать биота экосистемы, без повреждения (изменения) своих основных функций (рост, прирост биомассы биоты и кондиционирование среды обитания).
Фактор радиоемкости - определяет долю радионуклидов, удерживаемых в биотических и абиотических компонентах экосистемы. На примере озерной экосистемы можно отметить, что свое значение фактора радиоемкости имеет каждый компонент экосистемы: вода , донные отложения, биота водоема. Была построена модель и выведена следующая формула для расчетов фактора радиоемкости водоемов:

(H + kh),

где k - коэффициент накопления, " вода - донные отложения"; h - толщина сорбирующего слоя в иле; H - средняя глубина водоема, а F показывает, какая часть радионуклидов, содержащаяся в водоеме, приходится на долю донных отложений (F), а какая - на воду (1 - F). Величину F назвали "фактором радиоемкости" водоема. Этот фактор не зависит от концентрации радионуклидов в воде -C на большом интервале значений и позволяет рассчитывать степень загрязнения воды водоема, если известно количество поступивших в него радионуклидов и площадь его поверхности.
Фактор радиоемкости биотической составляющей водоема можно оценить по формуле:

 H +kh+ PKH),


где Р - плотность биомассы в единице объема; К - коэффициент накопления "вода – биота»
Если, для примера, рассчитать -Fб для реальной ситуации, когда -P составляет 10 г/м3, средний коэффициент накопления K = 104 , средняя глубина водоема Н = 6 м, h = 0,1 м, k = 800, то значение радиоемкости-Fб близкое к 0,9, когда практически все поступившие в водоем радионуклиды попадают в биомассу биоты. При отмирании биоты или десорбции радио-нуклидов-трассеров они переходят в воду и донные отложения.
Если экосистема состоит из двух камер - биота и вода, то формула радиоемкости для биоты и воды упростится:

Fб=РК/(1+РК),

Fв=1/(1+РК).

Отсюда легко выводится формула для показателя синергизма

–Z= P·K.

Рассмотрим каскад из нескольких водоемов, каждый из которых характеризуется своими параметрами k1, k2, k3, ...
H1, H2, H3, ..., S1, S2, S3, ..., p1, p2, p3, ..., K1, K2, K3, Предположим наиболее простой случай равного объема всех водоемов и медленного притока воды, достаточного для установления равновесия между водой, биотой и донными отложениями. Тогда для каждого из водоемов можно оценить значения радиоемкости F1, F2, F3 этих водоемов. Можно вывести формулу общей радиоемкости всего каскада из -n водоемов:

Fk 1−∏(1Fi  .

            i=1

Анализ этой формулы показывает , что чем большее число водоемов задействовано в каскаде, тем выше его радиоемкость. Общая радиоемкость каскада всегда выше, чем радиоемкость самого лучшего из входящих в него водоемов.
Учеными разработаны и построены модели для оценки параметров радиоемкости разных типов экосистем – наземных, водных, лесных, горных, луговых и городских экосистем. Такой единый подход к моделированию радиоемкости разного типа экосистем позволяет универсальным образом описывать самые разные экосистемы, а значит, и сравнивать их по этим показателям.
Рассмотрим проблему радиоемкости на примере двухкамерной модели экосистемы, которая включает среду (воду) и биоту. Возьмем за основу двухкамерную модель окружающей среды (ОС) – камеру ОС (вода, почва и т.д.) и камеру биоты (наземные и водные растения, лес и т.д.
Итак, имеем две камеры (рис. 1), содержащие Y(x) и Z(x) радионуклидов, (время -х); a12 - скорость поглощения радионуклидов трассеров (и пропорционально этому скорость поглощения питательных веществ, например, калия) и a21 - скорость их оттока в среду (в воду).

Предположим, что исходный запас радионуклидов трассеров в камере Y(x) составляет Y0 Бк (137Cs). Решение системы двух дифференциальных уравнений для данной камерной модели дает

dy(x)/dx=α21 z(x)-α 12 y(x),
dz(x)/dx=α 12 z(x)-α 21 y(x).

При больших временах наблюдения можно оценить факторы радиоемкости для воды и биоты следующим образом
фактор радиоемкости воды:

FB21 /(α 1221 ),

фактор радиоемкости биоты:

F Б12 /(α 1221 ).

Z= F Б /F B1221 .

Таким образом, можно полагать, что соотношение скоростей поглощения и оттока трассеров и элемента минерального питания калия пропорционально биомассе биоты и коэффициенту накопления в системе "вода - биота"(оно же означает и коэффициент синергизма) . Это означает, что чем выше биомасса и коэффициент накопления трассера биотой, тем лучше состояние биоты и тем выше соотношение скоростей поглощения и оттока трассера, а значит, и питательных элементов из воды в биомассу биоты. Здесь отчетливо видна четкая связь показателей радиоемкости по трассеру и биологических показателей - скоростей поглощения и оттока трассеров и питательных элементов. Достаточно, чтобы под влиянием стресс-факторов (радиация, тяжелые металлы и др.) произошло уменьшение К – коэффициента накопления (вода - биота), чтобы при этом изменились параметры радиоемкости. Если при этом под влиянием поллютантов уменьшаются и биологические показатели - биомасса, скорость роста биомассы, - то последует еще большее изменение показателей и параметров радиоемкости.




Выводы

Для оценки состоянии и благополучия экосистем используют до 30 различных показателей и параметров – от разнообразия видов до биомассы и т.д . Важная особенность этих показателей, что практически все они начинают существенно изменяться только корда биота претерпевает значительные изменения.
Практически очень важно иметь показатели и параметры, которые позволяли ли бы опережающим образом оценивать состояние биоты экосистем и особенности распределения и перераспределения поллютантов в реальных ландшафтах.
На основе теоретического анализа рассмотрено использование такой меры как экологическая емкость или, в частности, радиоемкость экосистем и ее составляющих.
Предлагается мера экологического риска для биоты экосистем - экологическая емкость (радиоемкость), которая определяется как предельное количество поллютантов (радионуклидов) которое может аккамулироваться в биотических компонентах экосистемы, без нарушения их основных функцій (воспроизводство и кондиционирование среды обитания).
Предложено для оценки благополучия биоты в экосистеме использовать в качестве определяющих – два параметра – биомасса видов в экосистеме и их способность очищать кондиционировать среду от отходов жизнедеятельности и поллютантов, попадающих в экосистему .



Список использованной литературы
1.Кутлахмедов Ю.А., Корогодин В.И., Кольтовер В.К. Основи радіоекології. – Киев: Вища шк. 2003.–319 с.
2. Amiro B.D. (1992): Radiological Dose Conversion Factors for Generic Non-human Biota. Used for Screening Potential Ecological  Impacts, J. Environ. Radioactivity Vol.35, N1, : 37-51.
3. Кутлахмедов Ю.А.,Петрусенко В.П. Оцінка і прогноз розподілу радіонуклідів у типовій екосистемі схилів для ландшафтів України. Вісник Національного авіаційного університету.. – 2006. – № 2. – С.134–136.
4. Кутлахмедов Ю.А.,Петрусенко В.П. Аналіз ефективності контрзаходів для захисту екосистем на схилових ландшафтах методом камерних моделей. Вісник Національного авіаційного університету. – 2006. – № 4. – С. 163–165.
5. Матвеева І.В. Дослідження та оцінювання надійності систем транспорту радіонуклідів у локальній агроекосистемі.-2011, Вісник національного  авіаційного Університету №2(47), с.148-154.
6.Кутлахмедов Ю.А.,Матвеева И.В., Заитов В.Р. Моделирование радиоэкологических процессов методом камерных моделей на примере села в Волынской области. Вісник Національного авіаційного університету. – 2005. – № 3. – С. 173–176.
7. Кутлахмедов Ю.А.,Корогодин В.И.,Родина В.В.,Матвеева И.В.,Петрусенко В.П.,Саливон А.Г., Леншина А.Н. Теория и модели радиоемкости в современной радиоэкологии. В сб. матриалов Международной конференции «Радиоэкология: итоги, современной состояние и перспективы», Москва 2008 Г.с.177-193.



Готові роботи різного рівня складності

Перепишіть речення, виправивши помилки

  1.      Перепишіть речення, виправивши помилки   Неправильно Правильно По слідуючому питанню висту...