Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…....………....3
1 Теоретический анализ
формирования временных представлений у детей дошкольного возраста……………………………………………….....6
1.1 Характеристика
понятия «время», свойства времени…………….6
1.2 Особенности восприятия времени у детей
дошкольного возраста………………………………………………………………….….8
1.3 Игры и игровые упражнения как эффективное средство формирования
временных представлений……………………………………..11
2 Формирование
временных представлений у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в
практике рабы учреждения дошкольного образования……………………………………………………………………....15
2.1 Организация
практического исследования………………………….15
2.2 Характеристика
степени сформированности временных представлений на начало исследования………………………………………..17
2.3 Анализ
практического использования игр и игровых упражнений по формированию временных
представлений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………...............................19
Заключение……………………………………………………………..
Список используемых
источников……………………………………
Приложения…………………………………………………………….
Введение
Со временем мы
сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во
времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представления о
времени. В дошкольном детстве формируются первые представления о времени,
наполненном жизнью и трудом. Детям необходимо научиться самим ориентироваться
во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи),
чувствовать его длительность (регулируя и планируя деятельность во времени),
менять темп и ритм свих действий в зависимости от наличия времени.
Время и пространство —
наиболее сложные категории для познания детьми дошкольного возраста. Одна из ведущих задач познания временных
отношений уже в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность
ребенку обнаружить взаимосвязи некоторых предметов и явлений окружающего мира,
в частности последовательности действий (событий) во времени. Психолого –
педагогические исследования под руководством Б.Г. Ананьева доказали, что нет ни
одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором
пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным «условием усвоения
знаний, умений и навыков развития мышления» [1].
Старший дошкольник- это
ребенок, который в скором будущем станет школьником. И время является
регулятором жизни и учебной деятельности школьника, начиная с первого класса. В
процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности, в котором временная
ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков.
Актуальность темы
бесспорна, поскольку сформированности временных представлений у детей старшего
дошкольного возраста создаст основу для дальнейшего умственного развития
личности ребенка, повлияет на воспитание таких качеств как организованность,
собранность и т.д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки
детей к школе.
В наши дни
исследованиями по вопросам восприятия времени и формирования представлений о
времени занимались как зарубежные психологи и педагоги: Ж. Пиаже, П. Фресс, П.
Жане и др., так и отечественные С.А. Рубинштейн, А.А. Люблинская, A.M. Леушина,
Т.Д. Рихтерман, Ф. Чуднова, И. Кононенко, Е. Щербакова, О. Фунтикова, Р.Л.
Непомнящая и др.
Как известно, ведущим
видом деятельности ребенка - дошкольника
является игра. В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет
дидактическая игра, которая сочетает в себе признаки учебной и игровой
деятельности одновременно. Ряд авторов посвятили свои исследования
использованию дидактической игры и игровых упражнений в формировании
представлений о времени у детей дошкольного возраста. Р. Л. Непомнящая считает,
что игры и занимательные упражнения широко используются для развития у детей
различных представлений о времени во всех возрастных группах детского сада.
Многие из них были разработаны Ф. Н. Блехер, А. И. Сорокиной и до сих пор
успешно применяются в практике работы дошкольных учреждений.
У старших дошкольников
ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление и только начинают
складываться зачатки логического. Эта психологическая особенность старших
дошкольников усложняет процесс формирования представлений о времени. Таким
образом, с одной стороны, в старшем дошкольном возрасте необходимо формировать
представления о времени, с другой стороны, этот процесс осложнен возрастными
особенностями детей. Это противоречие и определило тему исследования
«Формирование временных представлений при помощи игр и игровых упражнений у
детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Формировать временные представления у детей старшего
дошкольного возраста в процессе использования игр и игровых упражнений в
специально организованной деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Изучить степень сформированности временных представлений у детей
старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать игры и игровые упражнения, направленные на формирование
временных представлений у детей старшего дошкольного
возраста.
4. Организовать образовательный процесс на основе планирования.
5. Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: Специально организованная деятельность в учреждении
дошкольного образования, для формирования временных представлений у детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Процесс формирования временных представлений у детей
старшего дошкольного возраста с использованием игр и игровых упражнений.
Метод исследования: наблюдение.
База исследования: УО «Гимназия № 38 г. Минска», подготовительная
группа старших дошкольников.
Теоретическая
значимость исследования: Данное
исследование обусловлено необходимостью изучения процесса формирования
временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. В настоящей
работе мы обобщаем накопленный теоретический и методический опыт отечественных
исследователей в данной области.
Практическая значимость
исследования: Результаты
исследования могут быть использованы воспитателями и педагогами при
формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы. Курсовая работа состоит из оглавления, введения, 2
глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1
Теоретический анализ формирования временных представлений у детей дошкольного
возраста
1.1 Характеристика понятия «время»,
свойства времени
Время – неотъемлемая
составляющая жизни человека, но при этом мало кто может ответить на вопрос:
«Что есть время?». Проблема восприятия времени занимала умы величайших
мыслителей, мудрецов и учёных начиная с античных времён. Благодаря этому
существует большое количество концепций и теорий относительно данного феномена.
Одним из первых
философов, которые начали размышлять о природе времени, был Платон. Время он
характеризует «движущееся подобие вечности». Оно является характеристикой
несовершенного динамического мира, где нет блага, но есть лишь стремление им
обладать. Аристотель развил это понимание времени, определив его как «меру
движения». Такое толкование было закреплено в его «Физике», и оно заложило
основу естественнонаучного понимания времени [17].
Согласно Новой
философской энциклопедии, время — это форма протекания физических и психических
процессов, условие возможности изменения [11]. В философии — это необратимое
течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в
будущее).
Многоликость и
необозримость проявлений феномена времени, несмотря на установление его общей
принципиальной сущности в настоящее время представляет собой своеобразное,
довольно дикое поле, усеянное парадоксами и противоречиями и ждущее своих
преданных поклонников и исследователей.
По убеждению Л. С.
Рубинштейна, жизненно очень существенная ориентировка во времени у животных
совершается на основе рефлекторной деятельности. У человека она превращается в
сложный процесс восприятия времени. В этом процессе различают:
- составляющее его
чувственную основу непосредственное ощущение длительности, обусловленное в
основном весцеральной чувствительностью;
- собственно,
восприятие времени, развивающееся на этой чувственной органической основе [10,
с. 79].
Р. Л. Непомнящая описывает
понятие «время» как «направленную величину (вектор)». Автор указывает, что определение времени
опирается на общепринятую систему мер – эталонов: секунда, минута, час, сутки,
месяц, год, век. Каждая из этих единиц имеет определенное числовое выражение.
Отправной точкой, по мнению исследователя, от которой ведется отсчет времени - является
настоящее (сейчас), которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и
последующее будущее [9].
Сложность восприятия
времени обусловлена его характеристиками. Г. А. Урунтаева рассматривает
следующие специфические особенности времени: «время не имеет наглядной основы и
воспринимается опосредованно на основе совершаемой деятельности или особого
предмета – часов. Время слито с жизненными событиями, течет в одном
направлении, оно необратимо, его нельзя вернуть. Обозначение временных промежутков
относительно: то, что было завтра, стало сегодня и т. д. Один и тот же промежуток
воспринимается по-разному в зависимости от содержания и характера деятельности»
[14, с. 153].
Е. Н. Лебеденко
указывает, что время, как объективная реальность, очень специфично. Оно всегда
в движении, оно нематериально, не имеет наглядной основы. Важными
характеристиками времени является его текучесть, непрерывность и необратимость.
Кроме того, время обладает периодичностью, длительностью [5, с. 4].
Р. Л. Непомнящая
характеризует вышеуказанные свойства времени так: «текучесть времени
проявляется в том, что ни одна, даже самая маленькая единица времени не может
быть воспринята сразу, одномоментно, а только в своем последовательном течении,
т. е. фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о
начале можно только вспомнить. Необратимость времени проявляется в том, что
нельзя вернуть тот момент, который прошел. Прошедшее, настоящее и будущее не
могут поменяться местами. Время не доступно непосредственному созерцанию: его
не видно, не слышно, не имеет наглядных форм. Со временем нельзя производить
каких-либо действий. Любые действия протекают во времени, но не со временем.
Время можно только прожить. Словесные обозначения времени условны,
относительны, нестабильны и носят переходный характер (утро становится днем, а
день – вечером)» [9, с. 16].
Таким образом, время
является одним из сложнейших сенсорных эталонов, которые ребенок усваивает в
дошкольном возрасте. Свойства времени обуславливают эту сложность. Время не
имеет наглядной основы, текуче, необратимо. Эти свойства сложно усвоить ребенку
в силу особенностей развития его мышления.
1.2 Особенности восприятия времени у
детей дошкольного возраста
Формирование у детей
дошкольного возраста элементарных представлений и понятий о времени в
дошкольной педагогике рассматривается как составная часть всестороннего
гармонического, и прежде всего интеллектуального, развития ребенка.
Психолого-педагогические
исследования показали, что развитие у детей временных представлений является
необходимым условием успешного обучения в школе. Исследователи Б.Г. Ананьев, О. А. Фунтикова, А.М. Леушина и др.
отмечают, что время и пространство являются наиболее сложными категориями для
восприятия и понимания их детьми дошкольного возраста. Детям уже дошкольном
возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять
время, правильно обозначать в речи названия периодов, мер времени, чувствовать
его длительность, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия
времени [16].
В исследовании О. А.
Фунтиковой показана роль и значение моделей, схем в формировании знаний о
времени. Именно знаково-символические модели помогли детям пятого года жизни
осознавать существенные количественно-качественные признаки суток, прошедшие и
будущие сутки (вчера, сегодня, завтра) и на их основе наглядно представить
главные и существенные признаки времени. Дети шестого года жизни, как считает
автор, уже могут понимать смысл задачи, поставленной педагогом, успешно
овладевать элементарными действиями контроля и оценки собственной деятельности [18].
О. А. Фунтикова
анализирует уровень сформированности знаний о времени индуктивным и дедуктивным
путем. По ее мнению, индуктивный путь обеспечивает определенную полноту знаний,
однако уровень их усвоения в основном репродуктивный. Дедуктивный путь предусматривал
использование знаково-символических моделей в самом начале организации процесса
обучения.
Исследования А.М.
Леушиной, Т. Д. Рихтерман, Р.А. Непомнящей, К. В. Назаренко, Т. А. Мусейибовой,
О. А. Фунтиковой, свидетельствуют о некоторых возрастных и индивидуальных
особенностях знаний детей о времени и временных отношениях.
А.М. Леушина, ссылаясь
на педагогический опыт воспитателей, утверждает, что дошкольники, знакомясь со
способами определения длительности времени, начинают более адекватно
пользоваться временем в своей деятельности и поведении. Установка на время
мобилизует внимание детей, обеспечивает ритмичное выполнение задания. [6, с. 123]
Т.Д. Рихтерман также
указывает на необходимость формирования представлений о времени в дошкольном
возрасте. Она утверждает, что детям необходимо объяснять и показывать временные
характеристики реальных явлений, их длительность, скорость протекания, частоту
повторений и ритм. Умение планировать и регулировать свою деятельность во
времени создает основу для развития таких качеств личности как
организованность, целенаправленность, точность, которые необходимы ребенку в
повседневной жизни и при последующем обучении в школе. [9, с. 3]
Р.А. Непомнящая
отмечает, что ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему
члену общества, служит базисом его личностной культуры. Уровень развития
временных представлений у детей является одним из важных показателей
интеллектуальной готовности к школе и выявляется посредством педагогической и
психологической диагностики [8, с.3].
Результаты исследований
показали, что дошкольникам сложно осознать, что на смену одних суток приходят
другие и одна неделя сменяется следующей, разные по значению временные понятия у
детей часто совмещены. Они недостаточно осознаны, единичны, отличаются
статичностью. Как правило, отсутствует четкое понимание отдельных, особенно
переходных, периодов времени: утра, вечера, рассвета, сумерек и др. Прошлое для
ребенка весьма неопределенно и выступает как «Это было давно». Нужной мерки или
опоры в личном опыте, чтобы определить это «давно», у ребенка чаще всего нет.
Согласно описания опыта
К. В. Назаренко: «невысок уровень ориентировки во времени по изменениям
положения солнца. Многие дети не замечают отличий в положении солнца и окраски
небосклона, присущих каждому периоду суток [19, с. 214].
Т. Д. Рихтерман и Т. А.
Мусейибова выявили, что значительные затруднения испытывают дети при
определении времени на часах, у большинства детей пяти-шести лет отсутствует
понимание системного характера каждой отдельной единицы измерения [9;7].
А. М. Леушина, отмечая
низкий уровень знаний о времени, считает, что это происходит потому, что
эпизодические занятия, проводимые с детьми преимущественно словесным методом,
на которых дети знакомятся с признаками частей суток, сезонов, с
последовательностью дней недели, месяцев, — носят часто формальный характер:
они не формируют основных понятий о времени — о его текучести [6]. Только к
старшему дошкольному возрасту появляются отдельные ориентиры.
Таким образом,
ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Это позволит ему лучше
ориентироваться в окружающей действительности, планировать свою деятельность,
регулировать ее во времени, а это, в свою очередь, благоприятно сказывается на
воспитании у него таких необходимых в учении качеств, как самостоятельность,
организованность, собранность, целеустремленность.
1.3
Игры
и игровые упражнения как эффективное средство формирования временных
представлений
Дидактическая игра –
один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми
дошкольного возраста. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного
характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создающие
дидактические игры, но облекают ее в занимательную для детей форму. Ребенка
привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность
проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые
определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия,
добиться результата. Активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре
зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые
диктуются ее обучающей задачей [4, с. 331].
Возможность обучать
маленьких детей посредством интересной для них деятельности – важная
особенность дидактических игр. Но, как указывают С. А. Козлова, Т. Куликова,
знания и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом
деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача, а
игровые действия – для детей раннего и младшего возраста, и решение игровой
задачи, выигрыш – для детей старшего дошкольного возраста [4, с. 332].
Рассмотрим несколько
игровых методик по формированию у детей временных представлений. Рассмотрим методику
на примере ознакомления с обобщающим слово «сутки».
Чтобы ввести обобщающее
слово «сутки», проводится дидактическая игра «Назови одним словом». Сначала предлагается провести обобщение
других, знакомых детям понятий (мебель, посуда, игрушки и т.д.) Затем даем
карточку, на которой изображены характерные признаки 4-х частей суток (утро,
день, вечер, ночь).
Вопросы: Какое время суток
изображено на 1-й (2-й,...,4-й) картинке? Как можно назвать все 4 картинки
одним словом? Вывод: когда проходит утро, день, вечер, ночь, мы говорим, что
прошли целые сутки. В дальнейшем необходимо детям показать, что сутки состоят
из 4-х частей, идущих друг за другом в определенной последовательности. Вначале
говорят, что сутки начинаются с утра (неделя с понедельника, год – с весны). А
затем поясняют, что сутки (неделя, год) могут начинаться с любой своей
части. Например, сказку мы будем
дочитывать через сутки.
Игры: - «Продолжай».
Ведущий называет временную единицу, а тот, кому бросили мяч, должен по порядку
назвать все остальные части, чтобы получилось целое (сутки, неделя, год).
- «Сутки стройся»,
«Неделька», «Год стройся». Варианты: 1) разложить картинки так, чтобы
получились сутки (неделя, год); 2) построиться в порядке следования временных
единиц (дети играют роль частей суток, дней недели, времен года). Обязательно
дети должны сделать словесный отчет: «Я – среда, стою за вторником, перед
четвергом». Предлагаем строить сутки, неделю, год, начиная с разных возрастных
единиц.
Методика формирования
представлений о понятиях «вчера, сегодня, завтра».
Вопросы:
- Что ты делал вчера
(сегодня, завтра)? (в ответ –характерные действия).
- Когда ты ходил в парк
(делал другие названные действия)? (в ответ –вчера, или сегодня, или завтра).
Упражнения о
сменяемости 3-х суток: Детям дается 3 набора карточек частей суток и
предлагается разложить эти карточки, чтобы получились трое суток. Поясняется: как только заканчивается ночь 1-х
суток, начинается утро вторых суток. Те сутки, которые прошли – называются
«вчера». А те сутки, которые наступают – «сегодня». После ночи сегодняшних суток – наступают сутки,
которые называются «завтра».
Ведутся беседы на
протяжении 3-х суток о каком-то ярком событии. В 1-ый день поход в театр
связываем со словом «завтра»: «Мы завтра идем в театр», «Когда мы идем в
театр?» «Куда мы идем завтра?». На вторые сутки поход в театр связываем со словом
«сегодня». На 3-и сутки –со словом «вчера». Такие беседы повторяются несколько
раз в году (о разных ярких событиях). Упражнения с тремя картинками, на одной
из которых изображено некоторое событие.
Карточка с событием кладется в определенное место («сегодня» - в середину,
«завтра» - справа, «вчера» - слева) и выясняется «Когда это происходит?» Или
дается задание: «Положи карточку так, чтобы событие произошло сегодня». Может
быть организована парная игра: «Когда это было?». После того как дети хорошо усвоили
последовательность дней недели, ежедневно проводится беседа: какой день недели
сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Таким образом, в
отечественной дошкольной педагогике дидактические игры занимают одно из ведущих
мест в процессе формирования знаний об окружающем мире и в формировании представлений
о времени, в частности. В различных играх и упражнениях дети используют уже
имеющиеся знания о времени для решения конкретных познавательных и игровых
задач, в результате чего ребенок приобретает новый, полезный для них опыт.
Выводы
по 1 главе.
Ориентировка во времени
жизненно необходима ребенку. Формирование представлений о времени способствует
развитию положительных качеств личности дошкольника.
Детям дошкольного
возраста сложно осознать, что на смену одних суток приходят другие и одна
неделя сменяется следующей, разные по значению временные понятия у детей часто
совмещены. Они недостаточно осознаны, единичны, отличаются статичностью.
Игры и упражнения в
игровой форме широко используются для развития у детей различных представлений
о времени во всех возрастных группах детского сада. Многие из них успешно
применяются в практике работы воспитателей с детьми. В различных играх и
упражнениях дети решают конкретные познавательные и игровые задачи, в
результате чего приобретают новый, полезный для них опыт.
2
Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста (5-6
лет) в практике работы учреждения дошкольного образования
2.1
Организация
практического исследования
Теоретическое изучение
и анализ научной литературы по изучаемой проблеме в теоретической части
исследования определили необходимость проведения анализа ее состояния на
практике. Изучение формирования временных представлений у детей старшего дошкольного
возраста была организована на базе УО «Гимназия № 38 г.
Минска». В исследовании приняли участие 15 старших дошкольников 5-6 лет,
посещающих подготовительные занятия в гимназии.
Цель исследования:
- определить уровень
сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- дать анализ
практического использования игр и игровых упражнений по формированию временных
представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проходило
в три этапа:
1 этап – определение показателей
сформированности временных представлений и умений ориентироваться в нем у детей
старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений;
2 этап – подбор
комплекса игр и игровых упражнений по формированию временных представлений у
детей старшего дошкольного возраста и их внедрение;
3 этап – повторное
исследование показателей сформированности временных представлений и умений
ориентироваться в нем у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых
упражнений. Сравнительный анализ и интерпретация результатов исследования.
Согласно требованиям
программы дошкольного воспитания, дети 5-6 лет должны иметь представления:
- о днях недели и их
последовательности;
- о месяцах года и их
последовательности;
- о смене суток
(понятия «вчера», «сегодня» «завтра»);
- о порах года,
месяцах, неделе и количественном отношении между ними;
- о календаре.
Умения:
- определять и называть
последовательность дней недели, месяцы;
-определять
количественные отношения между временными пространствами: дни недели и неделя;
недели и месяц; месяцы и поры года; поры года и год;
-определять время по
часам.
На основании этого нами
были разработаны диагностические критерии уровня сформированности временных
представлений и умений ориентироваться в нем у детей старшего дошкольного
возраста:
3 балла - ребёнок определяет
и называет последовательность частей суток, дней недели, месяцев, поры года. Не
испытывает затруднений в определении времени по часам. Не нуждается в помощи и
подсказке. Дает четкий и правильный ответ.
2 балла - ребёнок путается
в определении и назывании последовательности частей суток, дней недели,
месяцев, поры года. Испытывает затруднения в определении времени по часам. Иногда
прибегает к помощи и подсказке воспитателя.
1 балл - ребёнок не
определяет и не называет последовательности частей суток, дней недели, месяцев
их последовательность. Не определяет время по часам. Не выполняет учебные задачи
без помощи воспитателя.
Высокий уровень – 17-24
балла;
Средний уровень – 9 -
16 баллов;
Низкий уровень – 6-8
баллов.
Уровни сформированности
временных представлений и умений ориентироваться во времени детей старшего
дошкольного возраста отслеживались с применением методических разработок И. В.
Житко.
Игровые упражнения, направленные
на определение показателей сформированности временных представлений и умений
ориентироваться во времени предоставлены в приложении А.
Каждому ребенку в
индивидуальном порядке предлагались игровые упражнения. Успешность их
выполнения предоставлены в следующем параграфе.
2.2
Характеристика
степени сформированности временных представлений на начало исследования
Степени сформированности временных представлений детей старшего
дошкольного возраста и умения ориентироваться во времени изучались методом
наблюдения в процессе игр и игровых упражнений. Результаты действий
дошкольников фиксировались в таблицах и диаграммах.
Рассмотрим результаты степени сформированности временных представлений детей
старшего дошкольного возраста на начало исследования в таблице 1 (Приложение Б)
и диаграмме на рисунке 1.
Результаты диагностики степени
сформированности временных представлений детей старшего дошкольного возраста на
начало исследования в ходе игровых упражнений показали, что высоким уровнем обладают
только 3 дошкольника (20 %), средним – 10 дошкольников (66,6 %) и низким
уровнем – 2 дошкольника (13,4 %).
Итак, в группе старших
дошкольников преобладает средний уровень сформированности временных представлений.
Рассмотрим результаты методики на определение показателей
сформированности умений ориентироваться во времени в таблице 2 (Приложение В) и
в диаграмме на рисунке 2.
Результаты диагностики
на определение на определение показателей сформированности умений
ориентироваться во времени в ходе игровых упражнений на начальном этапе
показали, что высоким уровнем обладает только 1 дошкольник (6,8 %), средним –
10 дошкольников (66,6 %) и низким уровнем – 4 дошкольника (26,6 %).
Таким образом, мы
видим, что в группе старших дошкольников преобладает средний уровень
сформированности умений ориентироваться во времени.
На основании данных
обеих методик можно сделать вывод, что общий уровень сформированности временных
представлений и умений ориентироваться во времени у детей старшего дошкольного возраста
имеет среднее значение.
Таким образом, необходима
разработка и проведение занятий с использованием игр и игровых упражнений по
формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
экспериментальной группы.
2.3
Анализ практического использования игр и игровых упражнений по формированию
временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
На основе полученных
данных констатирующего этапа были применены игры и игровые упражнения по
формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
экспериментальной группы.
С целью проверки
эффективности системы игр и игровых упражнений по формированию временных
представлений нами был проведен следующий этап. Занятия с применением игр и
упражнений проводились один раз в неделю по субботам в течение 2 месяцев.
В старшем дошкольном
возрасте уточняются и закрепляются представления о частях суток. С этой целью были
использованы следующие игровые упражнения:
«Закончи предложение»:
Завтракаем мы утром, а
обедаем…
Солнце светит днем, а
луна - …
Спим мы ночью, а
зарядку делаем …
«Расскажи о своем
распорядке дня»
«Утром я встаю и делаю
зарядку»
«Днем я хожу на
прогулку» И т.п.
Для уточнения временных
понятий «сегодня», «завтра», «вчера» также используем словесные дидактические
игры и игровые упражнения, например
«Продолжай!»
«В музыкальный зал мы
ходили...» (вчера)
«Занятие по математике
у нас было...» (сегодня)
«Рисовать мы будем...»
(завтра) И т. п.
При знакомстве с днями
недели объясняли детям, что сутки,
которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои
названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели
всегда одна и та же: понедельник, вторник и т. д.
Для того чтобы дети
лучше усвоили название дней недели, их последовательность, на практике следует
знакомить детей с происхождением названий дней. В связи с тем, что время сложно
для восприятия дошкольников, следует использовать цветовую и цифровую модель
недели. Для закрепления и уточнения знаний о днях недели проводятся следующие
игры и упражнения:
Игра «Покажи
соответствующую цифру». Воспитатель называет определенный день недели, дети
должны показать соответствующую ему цифру (понедельник – цифра 1, четверг –
цифра 4 и т.д.)
Игра «Живая неделя».
Для игры вызываются к доске семь детей, пересчитываются по порядку, даются в
руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности,
как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в
руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д. можно использовать
цифры или слова.
Игра «Назови соседей».
Воспитатель предлагает назвать рядом находящиеся дни недели к названному дню
(среда – вторник и четверг и т.п.).
Игра «Закончи
предложения» Воспитатель читает предложения и предлагает вставить пропущенные
названия дней недели.
Если сегодня
понедельник, то завтра будет…
Если сегодня четверг,
то завтра будет…
Если сегодня суббота,
то завтра будет …
Если сегодня пятница,
то вчера была…
Если сегодня вторник,
то вчера был…
Игровое упражнение «Вставить
в предложения пропущенные слова». Воспитатель читает предложения и предлагает
вставить пропущенные слова:
-Золушка шила платье с
понедельника по среду. Значит, она работала… дня.
-Буратино и Пьеро
выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали … дня.
-Незнайка пошел в поход
и шел четыре дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в …
-Чиполино копал грядку
три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в …
-Наф-Наф строил дом. С
понедельника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня он сделал
крышу. Сколько дней Наф-Наф возводил
стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней
строился дом?
Игровое упражнение «Догадайся,
о каком времени года идет речь». Воспитатель читает небольшой текст, дети по
содержанию определяют время года.
- Сегодня плохая
погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. С
деревьев опадают листья. (осень)
-Вокруг лежит снег.
Люди одеты в теплую одежду. Дети катаются на лыжах и санках. (зима)
Игра «Составь картинку». Воспитатель предлагает нарисовать картинку с
изображением явлений природы, характерных для того или иного времени года.
Для закрепления
представлений о месяцах можно использовать следующее упражнение: «Угадай, какой
месяц?». Прослушав текст, догадаться, о каких месяцах в нем говорится.
В этом месяце все дети
идут в школу.
Этим месяцем заканчивается
осень.
С этого месяца
начинается новый год.
С этого месяца
начинается зима.
В этом месяце отмечаем
женский день.
Этот месяц – середина
лета.
Самый короткий месяц
года…
Самые короткие световые
дни в ... И т.п.
Такие временные понятия
как минута можно демонстрировать по песочным часам и секундомеру. Предлагаем
детям выложить из палочек какие-либо узоры в течение 1 минуты, следя за
одноминутными песочными часами. Дети рассказывают сколько и каких узоров успели сложить за 1
минуту. Можно:
-рисовать палочки на клетчатой бумаге по строчкам
1 минуту;
- разрезать бумагу на
полоски (по намеченным линиям), а потом сосчитать, кто сколько полосок успел
нарезать;
- одеть (раздеть) куклу
в течение 1 минуты, а потом рассказать, сколько вещей успели снять с куклы за 1
минуту;
Далее детям
предлагается определить время уже без песочных часов. Детям объясняется, что
они сами будут заканчивать работу, когда покажется, что 1 минута кончилась.
Потом проверяется, кто правильно угадает, когда кончится минута.
Для закрепления
представлений о некоторых временных понятиях нами был разработан конспект
занятия, который предоставлен в приложении Г.
На последнем этапе
работы был проведено повторное исследование сформированности временных
представлений у детей старшей группы, результаты которых предоставлены в
приложениях Д, Е. Детям были предложены задания аналогичные тем, что
использовались при проведении начального этапа.
Итак, заметно, что
высокий и средний уровень сформированности временных представлений детей
старшего дошкольного возраста значительно повысился (50/50%) у детей старшей
группы после проведения с ними занятий. Низкий уровень – исчез.
Уровни сформированности
умений ориентироваться во времени старших дошкольников так же значительно изменились
в сторону улучшения показателей, низкий уровень – исчез, значительно вырос
высокий уровень, однако еще имеется преобладание среднего уровня, что в целом
не портит показатели роста сформированности умений.
Выводы
по 2 главе.
Теоретическое изучение
и анализ научной литературы по изучаемой проблеме в теоретической части
исследования определили необходимость проведения анализа ее состояния на
практике.
В ходе
экспериментального исследования был определен уровень сформированности
временных представлений у детей старшего дошкольного возраста и дан анализ
практического использования игр и игровых упражнений по формированию временных
представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты проведённой
педагогической диагностики показали, что уровень сформированности представлений
о времени у детей старшего дошкольного возраста значительно повысился.
Таким образом, развитию
временных представлений у старших дошкольников будут способствовать различные
дидактические игры и упражнения, которые используются в процессе образования в
детском саду.
Заключение
Таким образом, при
организации систематической и целенаправленной работы с детьми, подобранной
системе дидактических игр, упражнений, игрового занимательного материала у
детей повысился уровень развития пространственных и временных
представлений.
Теоретический анализ
показал, что временные представления оказывают положительное влияние на общее
умственное развитие ребенка, систематизируют представления об окружающем мире и
являются одним из показателей их готовности к школе. Формирование представлений
о времени способствует развитию положительных качеств личности дошкольника. Детям
дошкольного возраста сложно осознать, что на смену одних суток приходят другие
и одна неделя сменяется следующей, разные по значению временные понятия у детей
часто совмещены. Они недостаточно осознаны, единичны, отличаются статичностью.
Как правило, отсутствует четкое понимание отдельных, особенно переходных,
периодов времени: утра, вечера, рассвета, сумерек и др.
Теоретическое изучение
и анализ научной литературы по изучаемой проблеме в теоретической части
исследования определили необходимость проведения анализа ее состояния на
практике.
Практическая работа по
формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста была
организована на базе УО «Гимназия № 38 г. Минска». В ходе экспериментального
исследования был определен уровень сформированности временных представлений у
детей старшего дошкольного возраста и дан анализ практического использования
игр и игровых упражнений по формированию временных представлений у детей
старшего дошкольного возраста.
Использование игровых
педагогических технологий способствовало расширению, уточнению и систематизации
полученных знаний, что позволило детям овладевать временной ориентировкой не
только на игровом материале, но ив реальной окружающей обстановке. Представленная
система работы направлена не только на формирование временных представлений
старших дошкольников, но и на формирование предпосылок учебной деятельности.
Таким образом, на
основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования, а также в ходе практического исследования мы пришли к
выводу, что игры и игровые упражнения эффективно влияют на формирование
временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Список
используемых источников
1. Ананьев, Б. Г.
Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. –
М.: Просвещение, 1964. – 304 с.
2. Белошистая, А. В.
Обучение математике в учреждении дошкольного образования: метод. Пособие / А.
В. Белошистая. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 320 с.
3. Будько, Т. С. Теория
и методика формирования элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста: учебно-методический комплекс. / Т. С. Будько. – Брест:
БрГУ, 2012. – 197 с.
4. Житко, И. В. Педагогическая
диагностика компетентности старших дошкольников в области математики / И. В.
Житко. // Пралеска. – 2004. – № 11. – С. 9-12.
5. Лебеденко, Е. Н.
Формирование представлений о времени: Методическое пособие для педагогов ДОУ. /
Е. Н. Лебеденко. – СПб., 2003. – 80 с.
6. Леушина, А. М.
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного
возраста / А. М. Леушина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 368. С.
7. Микляева, Н. В.
Теория и технология развития математических представлений у детей. / Н. В. Микляева,
Ю. В. Микляева. – М.: Академия, 2014. – 352 с.
8. Непомнящая, Р. Л.
Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. / Р. Л. Непомнящая. – СПб., 2004. – 64 с.
9. Рихтерман, Т. Д.
Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д.
Рихтерман. – СПб., 2001. – 47. с.
10. Рубинштейн, С. Л.
Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2003. – 705 с.
11. Смирнов, А. В.
Время // Новая философская энциклопедия / А. В. Смирнов. 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010.
–
452 с.
12. Семаго, Н. Я.
Методика фомрования пространственных представлений у детей дошкольного и
младшего школьного возраста. Практическое пособие. / Н. Я. Семаго. – М.:
Айрис-пресс, 2007. – 112 с.
13.Тарабарина, Т. И.
Детям о времени. Теория и методика математического развития дошкольников.
Хрестоматия. В 3-х т. / Т. И. Тарабарина. – СПб.: Икар, 2001. – 118 с.
14. Урунтаева, Г. А.
Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических
учебных заведений. / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2008. - 336 с.
15. Усова, А. П. Роль
игры в воспитании детей. / А. П. Усова. – М., 2008. Изд. 2-е дополн. – 136 с.
16. Фандеева, Т.А.
Формирование у старших дошкольников пространственных и временных представлений
и языковых средств их выражения. / Т. А. Фандеева, В. Н. Макарова. // Ученые
записки Орловского государственного университета. – 2017. – № 1 (74). – С. 173-177.
17.Хокинг, С. Краткая история времени. / С.
Хокинг. Пер. с англ. Н. Я. Смородинской. – СПб.: Амфора, 2001. – 268 с.
18. Щербакова, Е. И. Формирование
временных представлений / Е. И. Щербакова, О. Фунтикова. //Дошкольное
воспитание. – 2006. – № 7. – С. 48-54.
19. Щербакова, Е. И.
Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И.
Щербакова. – Воронеж: МОДЭК, 2005. – 392
с.
20. Ярмолинская, М. М. Развивающие
игры для дошкольников: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих
получение дошкольного образования / М. М. Ярмолинская, И. В. Житко, А. А.
Петрикевич. – Мн., 2007. – 247 с.
Приложения
Приложение А
Игровые упражнения, направленные на
определение показателей сформированности представлений о времени у старших
дошкольников
Игровое упражнение «Сутки».
Цель: определить представления о частях
суток (утро, день, вечер, ночь)
Дидактический материал: модель отрезков
частей суток круговая (Рис. 1); разноцветные карточки, с изображением частей
суток.
Рис. 1 . Карточки
|
|
|
|
Инструкция: Необходимо найти и выбрать среди
карточек различных цветов ту, которая соответствует названной взрослым части
суток.
Ход: Взрослый вместе с детьми выясняет, из
скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие
картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер,
ночь). Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток.
Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки.
Игровое упражнение «Определи день недели»
Цель: определить сформированность
представлений дошкольников о днях недели.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7,
музыка.
Инструкция: На столе в перевернутом виде
разноцветные карточки с изображением цифр с 1 до 7, то есть дни недели.
Необходимо разложить их по очередности дней недели.
Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7).
По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее
окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке,
обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой.
Цифра 1. Понедельник первый день недели.
Цифра 2. Вторник второй день недели.
Цифра 3 Среда третий день недели.
Цифра 4. Четверг четвёртый день недели и т.
д.
Игровое упражнение «вчера, сегодня, завтра»
Цель: определить умения соотносить понятия «вчера,
сегодня, завтра».
Дидактический материал: картинки с
изображением событий
Инструкция: разложить картинки-события в определенном
порядке.
Ход: Карточка с событием кладется в
определенное место («сегодня» – в середину, «завтра» - справа, «вчера» - слева)
и выясняется «Когда это происходит?» или дается задание «Положи карточку так,
чтобы событие произошло «завтра».
Цель: выявить умения называть части суток,
определять последовательность дней недели, месяцев года.
Ход. необходимо построиться в порядке
следования временных единиц (дети играют роль частей суток (дней недели, времен
года)). Обязательно дети должны сделать словесный отсчет: «Я – среда, стою за
вторником, перед четвергом». Предлагаем строить сутки (неделю, год) с разных
временных единиц.
Игровое упражнение «Когда это бывает?»
Цель: выявить умения определять признаки
месяцев и поры года.
Материал: мяч.
Ход: взрослый спрашивает ребенка, знает ли
он, например, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и
т.д. Ответы ребенка показывают, в какой мере он соотносит те или иные явления и
труд человек с временами года. Затем воспитатель и дети уговариваются о том,
какое время года они будут описывать. Перебрасывая мяч друг к другу, они
называют признаки данного времени года. Выигрывает тот, кто больше назовет
признаков времени года.
Игровое упражнение «Календарь»
Цель: определить умения различать существенные
особенности сезонов поры года, временные отрезки месяц-год на календаре.
Ход. детям по очереди предлагается крутить
«барабан-календарь». Когда барабан останавливался взрослый вслух читает название
сезона и спрашивала у ребенка «Какая пора года изображена?», «Какие месяцы
относятся к этой поре года?», «Сколько сезонов в году, назови их?».
Таблица
1. Первичное исследование показателей сформированности временных представлений
старших дошкольников
№
п/п
|
Критерии
Имя
ребенка
|
Называет
части суток
|
Называет
дни недели
|
Называет
поры года
|
Называет
месяцы
|
Называет
месяцы пор года
|
Имеет
представления о календаре, исчисляет время
|
Уровни
сформированности
|
1
|
Андрей, Ю.
|
2
|
3
|
2
|
2
|
3
|
2
|
Средний
|
2
|
Алла, И.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
Средний
|
3
|
Артем, И.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Низкий
|
4
|
Борис, П.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Высокий
|
5
|
Вероника, А.
|
3
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
6
|
Даша, С.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Высокий
|
7
|
Игорь, Р.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
8
|
Коля, Т.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
Средний
|
9
|
Оля, Г.
|
3
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
Средний
|
10
|
Олег, Ч.
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
Низкий
|
11
|
Никита, С.
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
12
|
Миша, Т.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Высокий
|
13
|
Маша, Б.
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
14
|
Иван, С.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
15
|
Анна, М.
|
3
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
Приложение В
Таблица
2. Первичное исследование показателей сформированности умений ориентироваться
во времени старших дошкольников
№
п/п
|
Критерии
Имя
ребенка
|
Определяет
последовательность части суток
|
Соотносит
понятия «вчера», «сегодня», «завтра»
|
Определяет
последовательность дней недели
|
Определяет
особенности каждой поры года
|
Определяет
последовательность пор года
|
Определяет
последовательность месяцев в каждой поре года
|
Определяет
последовательность месяцев в году
|
Умеет
показывать временные отрезки на календаре
|
Уровни
сформированности
|
1
|
Андрей, Ю.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
Средний
|
2
|
Алла, И.
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
3
|
Артем, И.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Низкий
|
4
|
Борис, П.
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
5
|
Вероника, А.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
6
|
Даша, С.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
Высокий
|
7
|
Игорь, Р.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
8
|
Коля, Т.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Низкий
|
9
|
Оля, Г.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
10
|
Олег, Ч.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Низкий
|
11
|
Никита, С.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
12
|
Миша, Т.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
13
|
Маша, Б.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Низкий
|
14
|
Иван, С.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
15
|
Анна, М.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
Средний
|
Высокий уровень – 17-24
балла;
Средний уровень – 9 -
16 баллов;
Низкий уровень –8
баллов.
Приложение Г
Конспект занятий с детьми старшего
дошкольного возраста «Формирование временных представлений»
Цель: Закреплять знания о частях суток: и
их последовательности.
2. Закреплять знания о
временах и месяцах года.
Материал:
картинки, фишки, обозначающие части суток (утро, день, вечер,
ночь) на каждого ребенка.
Ход
занятия
_ Здравствуйте, дети!
Начнем наше занятие с загадок. Для того, чтобы определить время суток вам нужно
отгадать эти загадки.
1.Дидактическое
упражнение «Отгадай загадку»
Задача: упражнять детей
в определении частей суток по описанию характерной деятельности и состояния
природы и их соотнесении с цветом фишки.
Материал:
Вот проснулось в небе
солнце,
Заглянуло к нам в
оконце.
Петушок горланит мудро,
Возвещая: «Это…» (Утро)
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток?
(День)
День прошел. Садится
солнце.
Сумрак медленно
крадется.
Зажигайте лампы, свечи
—
Наступает темный...
(Вечер)
Солнце село. Свет
погас.
Спать пора всем.
Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется...
(Ночь)
2.Дидактическое
упражнение «Когда мы это делаем?»
Задача:
Совершенствовать умение определять часть суток, изображенную на картинке,
отражающей циклично повторяющуюся деятельность людей в разное время суток.
Материал: картинки,
отражающие деятельность детей в разное время суток.
Описание: Воспитатель
показывает детям картинки:
- Рассмотрите
рисунки. Когда это бывает? Почему вы так думаете?
-Хотите, я расскажу вам
сказку о девочке, которая все путала? Утром ей говорят: «Пора вставать!» А она
не вылезает из кровати. Все дети идут в детский сад, а она у телевизора сидит.
А когда приходит вечер, она зарядку начинает делать. Давайте объясним этой
девочке, как нужно вести себя.
-Когда встает солнышко?
(Утром.)
-Что мы делаем утром?
(Ответы детей.)
-А после утра
наступает... (День.)
-Что мы с вами делаем
днем? (Ответы детей.)
-Вот солнышко устало,
идет на покой, на улице темнеет. И мы говорим, что наступает... (Вечер.)
-Что мы делаем вечером?
(Ответы детей.)
-А потом мы спим. Когда
это бывает? (Ночью.)
-Утро, день, вечер,
ночь - пролетают сутки прочь. Утро, день, вечер и ночь вместе называются сутки.
Из каких частей состоят сутки? Сколько частей в сутках? (Ответы детей.)
- Давайте с вами
составим четыре предложения со словами: утром, днем, вечером, ночью. Предложите
ему перечислить названия времени суток в обратном порядке: ночь, вечер, день,
утро. (Дети составляют предложения)
- Молодцы, а теперь
поиграем в игру Игра «Что за чем»:
Дети образуют круг.
Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задает вопрос
(например: «Утро, а за ним?»). Поймавший мяч отвечает на вопрос и бросает мяч
воспитателю. Следует задавать вопросы о частях суток:
- Ночь, а за нею?
- Что делают дети
утром?
- Что следует за днем?
- Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то
кто? И так далее.
3.Дидактическое
упражнение «Будь внимателен».
Задача: Развивать
умение дифференцировать слова, обозначающие части суток.
Описание: Воспитатель объясняет
правила игры: «Я буду называть разные слова, а вы должны внимательно меня
слушать, как только услышите название какой-либо части суток, сразу хлопайте в
ладоши».
Называет слова: утро,
лиса, хлеб, вечер, вторник, среда, ночь, книга, день, воскресенье, шорты,
велосипед и т.д.
Дидактическая игра «Я
начну - ты продолжай, части суток называй»
Задача: Закреплять
умение называть части суток в прямой последовательности, начиная от заданного
элемента.
Дети становятся в круг,
воспитатель в центре круга с мячом. Воспитатель кидает мячик любому ребенку и
говорит: «Я начну – ты продолжай, части суток называй. Я начинаю с утра»,
ребенок должен поймать мяч и кинуть его обратно воспитателю, сказав: «День»,
затем воспитатель кидает другому ребенку мячик со словами: «Вечер» и т.д.
-Молодцы, ребята. Вы
прекрасно справились с заданиями! А теперь давайте похлопаем и поблагодарим
друг друга.
Приложение Д
Таблица
1. Повторное исследование показателей сформированности временных представлений
детей старшего дошкольного возраста
№
п/п
|
Критерии
Имя
ребенка
|
Называет части суток
|
Называет дни недели
|
Называет поры года
|
Называет месяцы
|
Называет месяцы пор года
|
Имеет представления о календаре,
исчисляет время
|
Уровень показателей сформированности
временных
представлений
|
1
|
Андрей, Ю.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Высокий
|
2
|
Алла, И.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Высокий
|
3
|
Артем, И.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
4
|
Борис, П.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Высокий
|
5
|
Вероника, А.
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
Средний
|
6
|
Даша, С.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Высокий
|
7
|
Игорь, Р.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Высокий
|
8
|
Коля, Т.
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
3
|
Средний
|
9
|
Оля, Г.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Высокий
|
10
|
Олег, Ч.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний.
|
11
|
Никита, С.
|
2
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
12
|
Миша, Т.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Высокий
|
13
|
Маша, Б.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Высокий
|
14
|
Иван, С.
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
15
|
Анна, М.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Высокий
|
Таблица
2. Повторное исследование показателей сформированности умений ориентироваться
во времени старших дошкольников
№
п/п
|
Критерии
Имя
ребенка
|
Определяет
последовательность части суток
|
Соотносит
понятия «вчера», «сегодня», «завтра»
|
Определяет
последовательность дней недели
|
Определяет
особенности каждой поры года
|
Определяет
последовательность пор года
|
Определяет
последовательность месяцев в каждой поре года
|
Определяет
последовательность месяцев в году
|
Умеет
показывать временные отрезки на календаре
|
Уровни
сформированности
|
1
|
Андрей, Ю.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
2
|
3
|
2
|
Высокий
|
2
|
Алла, И.
|
2
|
2
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Высокий
|
3
|
Артем, И.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний.
|
4
|
Борис, П.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
5
|
Вероника, А.
|
3
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
Средний
|
6
|
Даша, С.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
3
|
3
|
Высокий
|
7
|
Игорь, Р.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
8
|
Коля, Т.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний.
|
9
|
Оля, Г.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Высокий
|
10
|
Олег, Ч.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Низкий
|
11
|
Никита, С.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
12
|
Миша, Т.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний
|
13
|
Маша, Б.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Средний.
|
14
|
Иван, С.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Высокий
|
15
|
Анна, М.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
2
|
Высокий
|
Немає коментарів:
Дописати коментар