Чтобы быть счастливым
достаточно быть добродетельным
Счастье - это высшее
проявление реализации смысла жизни личности. Без осознания смысла человеческого
бытия невозможно понять, каким образом человек может быть счастливым.
В представлениях о
счастье преимущество имеет эмоциональную, чувственную сторону морального
сознания, отражает высокую степень внутренней удовлетворенности человека всей
своей жизнедеятельностью или отдельными ее моментами на основе самореализации
личных потребностей и способностей, интересов и целей, желаний и идеалов. Как
же исторически ставилась проблема счастья?
Сократ говорил, что
счастье - совсем не радость, удовольствие, оно - в другом: во внутреннем
состоянии души, во владении добродетелями, главная из которых – справедливость. Настоящее, истинное счастье - это
забота о своей душе, ориентация на ум, истину и доброжелательность, стремление
всегда оставаться человеком, сохранять свою внутреннюю достоинство.
Платон также считал,
что счастье - благотворительность, а высшая добродетель - справедливость.
Именно она - справедливость, является ключом к счастью. Но у Платона это
счастье не личное, а счастья целого, государства.
Других взглядов
придерживался Эпикур: красота чувственного наслаждения, увлечения жизнью - вот
ценности человеческой души, не вечна, она распадается, исчезает в вечности, а
счастье - явление земное, прижизненное. Однако, настаивая на наслаждении,
Эпикур в живую, яркую стихию чувств налагает запреты и нормы разумного,
утверждая, что, если жить разумно и морально, можно жить приятно. И идет
дальше. Блаженство и счастье - это путь к свободе, освобождение от страхов,
печали, страданий. Эпикур выступил против святого: он стремился освободить
человека от страхов перед неизвестным - волей Богов, Годом, Судьбой - и открыть
путь к вере в себя. Именно собственная свобода от страхов, запретов делает
человека счастливым. А счастливая человек не будет вершить зло.
Канта волновала
антитеза: обязанность - личное счастье. Он разводит эти понятия, считая, что
счастье абсолютно кланяется выгоде, корысти, изменяет добро, то есть
противоречит нравственности. Самое прекрасное в человеке - служение
обязанности, верность ему вопреки страсти, успеха. По Канту, счастье - это
моральное счастье, оно дается человеку за морально достойную жизнь.
Гегель связывает эту
проблему с назначением человека. Счастье пробивается сквозь муки и страдания,
оно активно, деятельно работает для своего осуществления.
Материалистическое
осмысление истории человеческого общества К. Марксом и Ф. Энгельсом раскрыло новую
страницу в обосновании существующей противоречия между личным и общественным,
счастьем и долгом, разоблачая сущность человеческого самоотчуждения,
раздвоение. В стремлении к коммунистическому идеалу человек все больше
приближается к настоящему, истинному счастью. «Счастье - это борьба», - коротко
сформулировал Маркс.
Добродетель - понятие морального сознания, которое выступает обобщенной
характеристикой положительно устойчивых нравственных качеств личности. Это
понятие подчеркивает деятельное форму усвоения добра, характеризует
нравственную меру поведения личности.
В отличие от
единичного хорошего поступка, который бывает в жизни каждого человека, даже
злодея, добродетель означает регулярную, постоянную работу добра, которое
становится благой привычкой. Именно достояние таких навыков и делает человека в
подлинном смысле слова хорошей, доброй, потому что хорошие навыки помогают
избавляться от плохих навыков.
Самая большая
сложность в хороших поступках - определение четких ориентиров и понятий. Для
очень многих людей серьезным препятствием на этом пути стало непонимание, что
есть настоящее добро и почему оно считается, как можно отличить его от зла,
каких видов оно бывает, ради чего осуществляется и к чему приводит. Хотя в
некоторых ситуациях несложно понять, какой поступок здесь будет правильным и
хорошим, но такая ясность далеко не всегда.
Но ценность
каждого поступка определяется тем, с каким намерением он осуществляется.
Известна такая история. Трое рабочих работали на строительстве храма, перенося
кирпич. Каждому задали вопрос: что он делает? Первый ответил: "Тягаю
кирпич"; второй: "Зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью"; а
третий сказал: "Строю храм». Таким образом, хотя внешне они выполняли одну
работу, но внутренне это было не так, и вес поступка каждого из них менялась в
зависимости от того смысла, с которым он осуществлялся. В глазах посторонних
людей их дело было одинаковым, но неодинаковой оно было в глазах Бога, и
неодинаковое значение имело для душевных качеств каждого из них.
Итак, моральное
значение дела зависит от того, с каким намерением его осуществляет человек и
ради чего или для кого.
Для достижения полного счастья существует два пути человека: внешний и
внутренний путь к счастью.
Внешний путь к счастью. Выбирая этот путь, человек определяет для себя, что
главная ценность в жизни, это внешний мир. Для достижения своей цели такой
человек будет пытаться повысить свой финансовый и состояние, заведет друзей,
семью и детей. В таком случае она будет чувствовать себя счастливой, но
проблема в том, что это чувство долго не продлится. Эту ситуацию можно сравнить
с той, когда маленькому ребенку делают подарок, какую игрушку или сюрприз.
Сначала он будет очень рад, счастлив, станет уделять ей все свое внимание,
оберегать и заботиться. Но вскоре эта тяга пройдет, и ребенок захочет новый
предмет восхищения. Этот процесс может длиться бесконечно, вот чем плох внешний
путь.
Внутренний путь к счастью. Совсем не обязательно идти по внешней дороге,
где центром внимания будет материальное положение и семья, и ощущение счастья
продлится недолго. Можно пойти и внутренним путем. В данном случае залогом
счастья является внутренний рост человека. Человек постоянно развивается
духовно, занимается собой, ее лицо растет на глазах, что в конечном итоге
приводит к счастью.
Материальная и духовная просветительство может только на время позволить
чувствовать себя счастливым, после чего все забывается. Такое чувство счастья
постоянно жить в нашем прошлом и никак не сможет помочь стать счастливым в
данный момент времени.
Таким образом получается, что никто не может гарантировать, что уйдя по той
или иной дороге, Человек станет счастливым.
Немає коментарів:
Дописати коментар